Педагогические науки - Педагогические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Педагогические науки
Взаимодействие современных наук в формировании и развитии современного человека: человеческий потенциал и его трансформация путём капитализации в человеческий и социальный капитал общества
 
 
Авторы:
 
 
Зыков М.Б., доктор философских наук, профессор Кафедры философии и молодёжной политики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина
 
 
Сабанина Н.Р., соискатель Кафедры философии и молодёжной политики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина
 
 
I. Человеческий и социальный капитал современного общества
Уже Аристотель знал, что каждый человек что-то да стоит, то есть характеризуется определённой стоимостью с соответствующей ценой на рынке (Аристотель в любой момент мог пойти на рынок и купить себе раба или рабыню). И хотя Аристотель называл раба говорящим орудием, всё-таки, будучи великим учёным, он прекрасно понимал, что и раб и рабыня – тоже люди, а не просто орудия. И его, естественно, не мог не заинтересовать вопрос, о происхождении цены, стоимости человека. Надо отдать должное Аристотелю – он нашёл сразу же принципиально правильное решение задачи, чётко указав на то, что стоимость человека непосредственно связана с его образованием. К сожалению, дальше этого Аристотель не пошёл.
Затем к этой идее много веков спустя вернулся Адам Смит. Он, правда, лишь в косвенной форме, указал, что если у хозяина бизнеса есть деньги для инвестирования в дело, то в первую очередь эти деньги надо инвестировать в знания, умения и навыки работников, а не в приобретение нового оборудования. Он аргументировал это тем, что хоть сколько-нибудь сносное использование оборудования целиком и полностью зависит от качеств работника. К сожалению, А.Смит не оставил полного перечня и характеристики необходимых работнику качеств. В целом, в совокупности опубликованных работ А. Смита просматривается идея, которую мы называем «мечтой Адама Смита». Утверждая, что человеку свойственно действовать лишь на основании сугубо эгоистических побуждений, что человеку в принципе чужды всякие альтруистические инициативы, А. Смит мечтал о таком государственном устройстве, при котором человек, преследуя свои исключительно корыстные цели, тем самым одновременно способствовал бы расцвету государства. Мечта осталась мечтой: Адаму Смиту эту задачу решить не удалось.
Относительно близко к решению этой задачи удалось подойти К. Марксу, который систематично ввёл в научный оборот понятие «живой капитал» как некую интегральную характеристику совокупности социально важных качеств человека. Однако посвятив свою жизнь различным аспектам классовой борьбы и социальных революций, К. Маркс не смог существенно далеко продвинуться в решении сформулированной своими предшественниками - Аристотелем и Смитом - задачи. Правда, вслед за Иисусом Христом, К. Маркс чётко указал на самые важные социальные качества человека: его духовность и способность к творчеству. Он различил понятие «работы» (по найму) от понятия «труда». Работа – разрушает человека, приводит к его деградации. В отличие от этого, труд создаёт сразу два «продукта» - внешний предмет или услугу, которые идут на продажу, а также внутренний продукт – личность самого человека. Маркс назвал работу отчуждённым трудом, и его теория отчуждения является непревзойдённым образцом научной теории за всю историю человечества. Дальнейшее развитие попытки реализовать «мечту Адама Смита» были сделаны в работах Теодора Шульца и Гэри Беккера, увенчанных Нобелевскими премиями в 1979 и 1992 гг. соответственно. Оба они попытались точно и количественно очертить список социально важных качеств человека, определяющих его «живой капитал». Этот капитал Т. Шульц назвал «человеческим капиталом» (кстати, этот термин впервые появился в 2-х разных монографиях этих двух разных авторов, опубликованных в 1961 году монографиях. Тогда Т. Шульц и Г. Беккер практически одновременно ввели в научный оборот понятие "человеческий капитал"). В своей работе Т. Шульц исследовал, какие качества ценят в своих работниках больше всего работодатели и, в целом, пришёл к выводу, что такими качествами являются три вида здоровья (физическое, психическое и социальное), два вида интеллекта (критическое мышление и творческая интуиция) и социальная ответственность (совесть). Г. Беккер продолжил эту работу, однако посвятил своё исследование изучению роли «стоимости человека» (то есть его человеческого капитала) в так называемых непроизводственных отношениях человека и общества. Результат оказался парадоксальным: список наиболее важных социальных качеств человека в непроизводственной сфере практически совпал с аналогичным списком в производственной сфере. Научный результат, полученный Т. Шульцем и Г. Беккером, кардинальным образом изменил взгляды теоретиков и практиков на наиболее важные социально-экономической проблемы всего человечества:
1.Стало понятно, что современная политэкономия должна опираться не на два (физический и финансовый), а на три вида капитала, поскольку появился третий вид капитала – человеческий, - по значимости превышающий первые два. Всемирный экономический кризис, начавшийся в ноябре 2008 года, наглядно свидетельствует об этом и, по нашему мнению, будет преодолён лишь тогда, когда человечество освоит теорию и практики человеческого капитала.
2.Подтвердилась идея Адама Смита о том, что наиболее выгодным или эффективным видом инвестирования как в сфере производственных, так и в сфере непроизводственных отношений является вложение средств в формирование и развитие качеств человека, определяемых в совокупности как его человеческий капитал.
3.Стало очевидным, что отныне основной сферой жизнедеятельности общества, где происходит творение человеческого капитала, является образование.
 
II. Трансформация – капитализация человеческого потенциала в человеческий и социальный капитал общества.
В наших исследованиях основное внимание мы уделяем формированию и развитию человеческого потенциала и его капитализации – трансформации, преобразованию в человеческий капитал. При этом, мы начинаем изучать формирование человеческого потенциала с самого раннего детства, где проявляются основные задатки каждого человека. Мы развили специальные методики для феноменологического выявления и научно обоснованной диагностики этих задатков ребёнка. Разработаны и используются методики и практически используются преобразования задатков детей в их способности. Количественная и качественная оценка способностей детей позволяют переходить к формированию и развитию их талантов. При этом социализация детей имеет огромное значение, поскольку талант ребёнка есть ни что иное, как способность, нашедшая общественное признание. Начаты работы по преобразованию человеческого таланта в человеческий гений. Это научное исследование ведётся нами в рамках официально зарегистрированной в США корпорации «Человеческий гений». В России аналогичная работа ведётся в рамках музеев «Человеческий капитал».
На первых порах, безусловно, выявляется, формируется и развивается не человеческий капитал, а человеческий потенциал. В основе такого потенциала лежат задатки детей, генетически унаследованные или культурно приобретённые в их собственной семье. В дальнейшем задача воспитателя состоит в феноменологическом выявлении и научно обоснованном диагностировании задатков, способностей, талантов. Когда мы начинали своё исследование, мы исходили из предположения, что соответствующие методы и методики уже разработаны, опубликованы, и мы можем ими просто воспользоваться. Однако, довольно скоро выяснилось, что это не так. Систематических исследований в данной области крайне мало. Научно обоснованных теорий – явно недостаточно. Возможно, некоторые из них представляют большую ценность, но на практике в образовательной системе используются редко. Поэтому в 1968 году первый в СССР семейный клуб был назван нами «Радуга» (с расшифровкой названия – клуб всестороннего и гармоничного развития личности). Имелось в виду, что название «Радуга» символизирует необходимость гармоничного соединения в личности человека многих различных качеств. В рамках клуба исследовались традиционные задатки детей, а также музыкальные, математические и иные способности, которые обычно можно пересчитать по пальцам одной руки.
Однако, практика семейных клубов (а они распространились по стране с поразительной скоростью, - так в Москве накануне распада СССР было 14 семейных клубов, в Ленинграде – 17 и т.д. по всем городам СССР, с общим количеством участников клубов около 1 млн. человек, только официально зарегистрированных клубов было 374) очень быстро заставила понять, что задатков у детей в современном обществе гораздо больше – не менее двух десятков. Возникла задача – попытаться объективно определить список задатков ребёнка, необходимый для практической работы с ним в процессе формирования и развития его человеческого потенциала. С самого начала была понятна необходимость проведения исследования практически на стыке всех наук о человеке. В процессе исследования выяснилось, что основными категориями при этом неизбежно являются «форма культуры» и «центральная ценность» каждой из существующих форм культуры.
Оказалось, что число форм культуры нарастает по мере прогрессивного развития человечества и к настоящему времени можно с уверенностью констатировать, что современная цивилизационная ступень развития общества включает в себя двадцать две признанные повсеместно формы культуры (см. плакат). В определённом смысле можно сказать, что процесс роста культурного разнообразия определяет филогенез человека и общества в целом. Но самое удивительное, что именно этот процесс определяет, по-видимому, и онтогенетическое развитие человека и каждой новой социальной общности.
Таким образом, с самого начала любые разговоры о задатках ребёнка должны вестись как бы по двадцати двум направлениям, «лучикам», соответственно числу существующих в обществе форм культуры, то есть с самого начала с раннего детства выявление и диагностирование задатков, способностей талантов и гениев должно идти по направлениям развития основных принятых в обществе форм культуры. Например, можно и следует говорить о хороших задатках ребёнка в науке, искусстве, войне, семье, а также в других формах культуры.
Конечно, ребёнку в течение жизни навряд ли удастся реализовать все свои задатки (иногда это всё-таки вопреки всему происходит), и обычно в каждом конкретном человеке реализуется достаточно ограниченный набор задатков. Связано это с очевидным несовершенством современного общества, которое выражается в том, что человеку, - для того, чтобы жить, - необходимо «ходить на работу», зарабатывать деньги в процессе исполнения вполне определённых профессиональных служебных обязанностей. Происходит всё это из-за рыночной природы современного общества, поскольку человеку приходится выходить на рынок труда, где его «отлавливает» работодатель, занимающийся конкретным бизнесом или делом.
Великие мыслители прошлого мечтали о таком устройстве общества при котором все задатки, способности и таланты каждого человека нашли бы своё максимальное развитие в человеческом гении. В этом, по нашему мнению, и заключается счастье человеческой жизни. Однако жизненная реальность сурова и заставляет каждого человека укладываться в прокрустово ложе профессиональной ограниченности, если не профессионального кретинизма. Просто физического времени, да и необходимых социальных условий не хватает современным людям для развития задатков в способности, таланты и гений (правда в разных странах в разной степени, но, в принципе, везде одно и то же).
Поэтому, определяющим в развитии потенциала человека является понятие «рынок». В современном обществе существуют признанные и широко функционирующие три основных (то есть рынков первого порядка), двадцать два дополнительных рынка (то есть рынков второго порядка), не считая бесчисленных рынков 3-го порядка, Чтобы понять это, рассмотрим рисунок (см. плакат), на котором отображён основной жизненный цикл общества (ОЖЦО), состоящий из трех "последовательно включенных" основных сфер жизнедеятельности общества:
- народонаселения,
- народного образования,
- народного хозяйства.
В первой из них человек рождается; во второй становится взрослым – полным, или цельным, человеком; в третьей трудится, создавая общественно полезные продукты и творя самого себя. В каждой из этих трёх основных жизненных сфер есть свой рынок – рынок первого порядка. Это рынки
- семейно-брачный,
- образовательных услуг,
- рынок труда.
Кроме этих трёх основных рынков первого порядка в обществе существует двадцать два рынка второго порядка, где продаются и покупаются ценности двадцати двух форм культуры (см. рисунок). Например: социально-экономическое развитие почти всех новых, молодых государств, начинается с продажи ими природных особенностей своей страны: незабываемых пейзажей, изумительных пляжей, таинственных замков и т.д., - сегодня это называется индустрией туризма. Примером может служить рынок второго порядка формы культуры «Пракультура», на котором продаются иностранным потребителям "дары природы" страны - её пейзажи, полезные ископаемые, экологическое благополучие и т.п.).
К рынкам третьего порядка относятся разновидности рынка второго порядка. Известно, что для каждой формы культуры в стране существует её характерный рынок второго порядка, например рынок искусства (его продуктов и услуг) в данном обществе. Как правило, в рамках рынка данной формы культуры можно выделить целый ряд рынков третьего порядка: например, в составе рынка второго порядка формы культуры «Искусство» весьма интенсивно функционируют рынки третьего порядка - театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, кино и телевидения, народных ремёсел, циркового и эстрадного искусства и т.д.
Таким образом, диалектика жизни человека складывается из необходимости взаимодействия задатков в каждой из форм культуры с наличным рынком данной формы культуры, то есть человек должен не только обладать хорошим задатком в искусстве, например в музыке, но уметь и стать необходимым для рынка, музыкального в данном случае, в своей стране, в своём обществе. И мы видим на этом примере чётко и последовательно три стадии формирования и развития человеческого капитала: превратить выявленный задаток в способность или специфический потенциал – это одно, уметь найти применение этого потенциала на реально существующем рынке общества – это другое, Поэтому воспитателю, вводящему ребёнка в мир реальной жизни, необходимы три соответствующие педагогические таланты одновременно:
Во-первых, уметь выявить и развить задатки ребёнка в его способности, – то есть развить его потенциал
Во-вторых, уметь научить его находить применение своему человеческому потенциалу на рынках всех трех порядков существующего общества (то есть осуществлять капитализацию человеческого потенциала воспитанника).
В-третьих, уметь научить молодого человека прибыльно функционировать на одном или нескольких рынках существующего общества (это, правда, должно относиться скорее к системе профессионального образования, особенно воспитания ).
III. Особенности рынка образовательных услуг
Не имея возможности в пределах одной статьи охарактеризовать все существующие рынки общества, остановимся здесь подробнее на рынке образовательных услуг. К концу школы, ко времени поступления в высшее учебное заведение (то есть ещё до наступления 18 лет) ребёнок должен усвоить не только определённую совокупность знаний, умений и навыков, но и закончить две первые стадии формирования человеческого капитала: сформировать и развить свой человеческий потенциал, а затем - капитализировать его, то есть найти себе применение на одном из рынков общества.
Что является целью, содержанием и результатом национального общего среднего образования – совокупность знаний, умений и навыков или формирование и развитие человеческого потенциала и его капитализация в человеческий потенциал? Ответ очевиден: целью, содержанием и результатом национальной системы образования должны являться формирование, развитие человеческого потенциала и его капитализация в полный человеческий капитал. Причем сделано это должно быть еще в рамках обязательного общего среднего образования.
Поскольку современная российская школа на 95% всей своей деятельности является школой знаниевой, подавляющее большинство педагогов и воспитателей России отвергают саму идею человеческого капитала просто потому, что никакой специально организованной капитализации человеческого потенциала сегодня в школе не проводится, а, следовательно, перед школой не может быть поставлена и задача творения человеческого капитала.
Среди тех немногих педагогов, которые осознают необходимость не только формирования, развития человеческого потенциала каждого воспитанника, но и его капитализации в пределах школы (в современной России числится всего лишь немногим более ста школ-хозяйств), подавляющее большинство уверены, что термин капитализация предполагает необходимость выхода ребёнка на самый настоящий общественный рынок с конкретными материальными изделиями или услугами. Например, ребёнок в школе должен создавать программное обеспечение компьютеров, способное конкурировать с продуктами фирмы IBM. Для этого достаточно "только" собрать в школе лучших специалистов в этой области. Такой или аналогичные такому проекты является являются абсолютно нереальным. Кроме того, полезно было бы напомнить сторонникам такой "высокотехнологичной" капитализации, что в детском саду и в школе ребёнок создаёт - в процессе образовательного труда - неизмеримо более важные ценности, чем товары и услуги рынков современного общества. Он творит человеческий капитал общества будущего, что значительно более важно, чем конкуренция со взрослыми "дядями и тётями" в современных промышленных фирмах. Ребёнок – это человек будущего. Об этом нельзя забывать, и нельзя расходовать его драгоценное время на всевозможные посторонние дела.
Капитализация потенциала ребёнка осуществляется не за счёт изготовления товаров и услуг для существующих сегодня рынков, а за счёт активного практического освоения центральных ценностей всех форм культуры современного общества. Хорошо организованный образовательный труд в детском учреждении приводит к созданию сразу «двух продуктов» - личности современного ребёнка и трудящегося завтрашнего дня страны.
На первый взгляд, кажется, что материальное подкрепление не осуществляется здесь непосредственно, его лишь слабым эрзацем являются обычные школьные "двойки", "тройки", "четверки" и "пятёрки". На самом же деле, настоящее, денежное подкрепление носит просто отложенный характер, оно произойдёт наверняка, поскольку доказано, что в современной рыночной экономике заработная плата человека пропорциональна его человеческому капиталу. Однако, это произойдёт когда-то много лет спустя, и для детей такая перспектива не может быть основанием заинтересованности в процессе образования, поскольку они ещё слишком маленькие и несмышленые: им всё «подай здесь и сейчас».
Располагает ли современная школа аргументами, "кнутами или пряниками" для того, чтобы позитивно подкрепить старания ребёнка формировать, развивать и капитализировать свой человеческий потенциал? Конечно же, да. Слава Богу, у каждого нормально развивающегося ребёнка есть чувство, ощущение радости от осознания своего взросления. Психологи доказали, что формирование и развитие личности ребёнка активно происходит во время состояния игры – то есть свободы. Поэтому дети так любят играть, фактически не могут жить без игры. На самом деле, речь идёт не об игре, как таковой, а о том развитии, которое дети они чувствуют в процессе становления взрослыми. Это очень значимое позитивное подкрепление для детских активностей. Остаётся «только» организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении таким образом, чтобы дети взрослели «играючи». Знаниевая школа, к сожалению, в полном объёме таких условий не создаёт, ещё в меньшей степени такие условия в школе создавались бы, если бы детям приходилось бы работать ежедневно по несколько часов работать, производя какие-то товары или услуги для продажи на существующих рынках общества.
Нами разработана, предложена и практически внедрена педагогическая система формирования, развития и капитализации человеческого потенциала, то есть фактического преобразования его в человеческий капитал, называемая "цивилизационной матрицей". Суть этой методики и её применения состоит в следующем.
Известно, что деятельность человека в каждой из форм культуры основана на двух «китах». С одной стороны объективно существуют материальные процессы и предметы, созданные в данной форме культуры, например архитектурные произведения, тома научных исследований, музыкальные инструменты и написанные для них произведения. С другой стороны эти материальные предметы и процессы (так называемые "артифакты" данной формы культуры) воспринимает человек. В процессе активного психического отражения человек не только познаёт эти "артифакты" (специфические материальные процессы и предметы данной формы культуры), но и может видоизменять, творить их, то есть создавать новые.
По определению, создать новое можно только отталкиваясь от старого. Другими словами, чтобы создать будущее, надо познать сущность, ценность настоящего и прошлого. Именно это и происходит при активном, игровом психическом взаимодействии ребёнка с материальными процессами или предметами, характерными для каждой формы культуры, то есть с её специфическими артифактами. При этом ребёнок не только на понятийном, знаниевом уровне познаёт центральную ценность каждой формы культуры. Если он окружён артифактами всех существующих форм культуры и взаимодействует с ними, в его психике возникает замкнутая система центральных ценностей форм культуры, которую психологи называют сознанием. В результате "образуется" всесторонне и гармонично развитый человек с полным сознанием, то есть цельный человек будущего.
Имеются три варианта организации соответствующей учебно-воспитательной работы в школе:
Вариант 1. Создание в школе музея "Человеческий капитал", в котором хранятся артифакты всех форм культуры и создаются условия для активного психического отражения их детьми в процессе игрового взаимодействия.
Вариант 2. В школе организуется специальная экскурсионная работа, в которой проводится работа с артифактами культуры родного города - его улицами, памятниками, парками, музеями, театрами, концертными залами и т.д.
Вариант 3. Каждый урок, каждое занятие организуется таким образом, чтобы - наряду с формированием у детей знаний, умений и навыков, - у них происходило формирование человеческого потенциала и его капитализация до человеческого капитала.
Понятно, что первый и второй варианты вполне осуществимы и могут уже сегодня применяться в любой школе России. Понятно так же, что третий вариант самый трудный и требует для своего осуществления значительных усилий как со стороны учёных, так и со стороны участников образовательного процесса: учителей, самих учащихся и их родителей.
Но ещё более понятно, что продолжать игнорировать современной национальной системе образования необходимость формирования, развития и капитализации человеческого потенциала, то есть творение человеческого и социального капитала будущего страны, - просто невозможно. Ведь только сознанию всесторонне и гармонично развитого человека присущи умение схватить смысл ситуации, критическое, мышление, творческая интуиция и совесть, то есть совокупность тех качеств, компонентов человеческого капитала, которые позволят сделать в будущем жизнь каждого гражданина и России в целом более изобильной и счастливой.
 
 
 



Примечание: Приводимый в статье рисунок-плакат разработан нами для размещения в каждом классе каждой средней общеобразовательной школы Российской Федерации и за рубежом.
 
Литература:
1.Сабанина Н.Р., Зыков М.Б. Инновационный потенциал музея «Человеческий капитал» // Сборник «Филология, искусствоведение и культурология в ХХI веке»: Материалы международной заочной конференции. Часть 1. - Новосибирск: Издательство «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – 148 с. (С. 22-27).
2.Таратынова М.О., Сабанина Н.Р., Зыков М.Б. Психологические и психофизиологические корелляты академической успеваемости школьников // Сборник "Наука и просвещение": Материалы III Международной научно-практической конференции (15 июля 2011г.). - Киев: «Издательство Простобук», 2011. - 354 с. (С. 303-309).
3.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Наша новая школа – три в одном: обучение, воспитание и просвещение // Сборник "Рационализация современной науки": Материалы ХIХ международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам.- Горловка, 2012. - С. 79-90.
4.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Обучение в общеобразовательной средней школе как стрессирующий фактор для детей (113-116 с.), // Сборник "Фундаментальные и прикладные проблемы стресса": Материалы II Международной научно-практической конференции. Витебск, 21 апреля 2011. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 244 с. (С. 113-116).
4. Зыков М.Б., Кучма И.В., Сабанина Н.Р., Зыкова А.М. О формировании и развитии человеческого капитала // Журнал «Народное образование» № 8, 2011. - C. 11-19.
5.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Основы будущей всеобщей науки о человеке и обществе (9-11с.), // Сборник "Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования": Материалы международной научно-практической конференции. 20-21 ноября 2011г. – Пенза; Улан-Удэ: Научно – издательский центр «Социосфера», 2011. - 249 с. (С. 9-11).
6.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Философия образования: вчера, сегодня, завтра. (с.87-98) "Учёные и учения": Материалы ХХII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам в честь 50-летия А.П. Рыжакова (Украина, г. Горловка, 14-15 июня 2012г.).- Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2012. - 244 с. (С. 87-98).
7.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве // Журнал «Воспитание школьников», №6, 2012. - С.16 -22.
8.Зыков М.Б. Социальная философия образования: Монография. - М.: "Граница", 2008.
9.Зыков М.Б. Формирование и развитие всесторонне развитой личности (человеческого и социального капитала) как цель национальной системы образования. - М.: ФИРО, 2008.
10. Зыков М.Б. Формирование и развитие человеческого и социального капитала как содержание образования. - М.: ФИРО, 2008.
11. Зыков М.Б. Человеческий и социальный капитал как результат национальной системы образования. - М.: ФИРО, 2009.
12. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Современная школа и человеческий капитал // Журнал "Народное образование", 2012, №4, с. 64-69.
13. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве (теоретические и практические аспекты) // Журнал "Воспитание школьников", 2012, №6, с. 16.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Administrator (18.09.2012)
Просмотров: 1045 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 3
3  
Статья гениальная и по форме и по содержанию!
Сопоставила основные положения действующей в Украине «Программы развития детей дошкольного возраста (6-й год жизни) «Впевнений старт» (Министерство образования и науки Украины, г. Киев, 2010) с предложенными авторами 22 направлениями развития и воспитания – оказалось, что развитие моей шестилетней дочери будет ущербным в направлениях: война, рынок, политика. Если развитие таких, не учтённых в программе, форм культуры как «право», «религия», «экономика» мы с мужем ещё сможем восполнить собственными «домашними» методиками, то как нам быть с «войной», «рынком» и «политикой»?
Пошла читать другие Ваши статьи, какие смогу найти.
Для интересующихся - «Впевнений старт»: http://planetadetstva.net/pedagog....rt.html

2  
Очень интересная статья, заставляет о много задуматься. Особенно будет интересна педагогам. Спасибо.

1  
Довольно интересный, и на мой взгляд своевременный, подход к понятию капитал относительно человеческого потенциала, но воплотить эту концепцию в реальной образовательной системе, да ещё и повсеместно - дело долгого времени. Эксперименты, как правило, дают более положительный результат при подобного рода нововведениях.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]