Общая педагогика и история педагогики - Педагогические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Общая педагогика и история педагогики

Гендерный подход к проблемам обучения и воспитания

 
Автор: Холматова З.Т., Ферганский государственный университет, г. Фергана, Узбекистан
 
В современном обществе понятие «гендер», используемое, как правило, в философии, политологии, психологии и социологии, превратилось из научного термина в широко употребляемое, что указывает на возрастающую актуальность проблемы. Однако прежде чем рассматривать сложную конструкцию гендера, нужно сказать о таких взаимосвязанных характеристиках как секс, пол, гендер, которые имеют смысловое различие.
В русском языке понятие пол имеет биологическую направленность. Оно обозначает «совокупность генетических и люрфофизиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов». Другими словами, пол — это анатомо-физиологическая характеристика, имеющая отношение  между мужчиной и женщиной.
Понятие секс в переводе с французского языка означает пол, В русскоязычном лингвистическом описании разъясняется, что это «„.поведение в момент полового акта, соития или любовной игре». При этом понятие сексуальность подчеркивает «телесную составляющую взаимодействия полов», совокупность элементов полоролевого поведения, присущее каждому здоровому человеку, В переводе с английского языка термин зех «означает пол мужской и женский, половое влечение, половые сношения» половые органы, эротику». При этом если существует два пола (мужской и женский), данные от природы, то и два рода (мужественный и женственный), сконструированные обществом. Соответственно гендер, по мнению Э.Гидденса, «...это не совокупность психологических черт, не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности (маскулинности) и женственности (феминности)». Справедливости ради заметим, что каждый индивид может содержать в себе в той или иной степени черты маскулинности и феминности. Поэтому, несмотря на то, что природой определено два пола мужской и женский, вариантов гендерных типов» гендерного разнообразия наблюдается больше, в зависимости от особенностей культуры, исторической эпохи, изменений в обществе. Так, на Западе гендерные исследователи анализируют, по меньшей мере «пять социальных полов: женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и трансексуальный», что указывает на актуальность исследуемой проблемы. Рассмотрим толкования понятия гендер в разных науках. В психологии «гендер» рассматривается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой даются определения понятиям «мужчина» и «женщина». В философии категория «гендер» является «комплексным механизмом — технологией, - которая определяет субъект как мужской, так и женский в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с экспектациями», В социологии термин «гендер»  трактуется как «социальный статус, который определят индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивному поведению». Международным феминистским сообществом определение гендера признано как понятие, которое «используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биолотического пола». Некоторые западные исследователи считают, что гендер - это не совокупность личностных психологических черт, не роль, а «продукт особого социального делания (создания)». Смысловое значение понятия «гендер» заключается не только в ответе на вопрос «Что это?», но и «Как реализуется?», «Для чего нужен гендер?». Однако, несмотря на такое многообразие трактовок, в педагогической энциклопедии понятие «гендер» не представлено вообще. Отсутствие понятия «гендер» в педагогике, требует его экспликации в контексте указанной темы. На наш взгляд, гендер - это совокупность «присущих характеристик» поведения лиц мужского и женского пола, в соответствии с психологическими установками личности, требованиями общества и государства. Выделяя ключевые слова в определении, основными «присущими характеристиками» являются женственность, мужественность, благородство. Соответственно гендерный подход в педагогике ориентирован на воспитание культуры взаимоотношения полов, гармоничных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, осознание ими совей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей.
Гендерное образование предусматривает личностно социальный подход к проблемам обучения и воспитания. Это означает отношение педагога к воспитаннику как к субъекту воспитательного взаимодействия, направленное на раскрытие и развитие индивидуальности, неповторимости, феноменальности каждого. Обращение с мальчиками и девочками как с субъектами жизни, оказание помощи и поддержки в поиске сфер и способов самоактуализации, обретение способности к «адаптивной активности». Важно отметить, что личностный компонент с учётом фактора пола является системообразующим в содержании гендерного образования, и этим оно существенно отличается от традиционного бесполого образования. Если традиционное образование акцентирует внимание на развитие интеллекта, мышления без учёта психических особенностей пола, то личностно социальный подход в контексте гендерного образования ориентирован на развитие личностно смысловой сферы воспитанников, признаком которой являются нравственные качества, жизненные ценности.
Гендерная система включает целый комплекс понятий: «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерная адаптация», «гендерная социализация», «гендерная идентичность», «гендерные факторы» и др.
«Гендерные роли» - модели поведения, ожидаемые от индивидов в
соответствии с созданными обществом представлениями о «мужском» и
«женском». Вполне естественно, что в каждом обществе гендерные
роли различны, они зависят от социально-экономических изменений.
соответствии с созданными обществом представлениями о «мужском» и
«женском». Вполне естественно, что в каждом обществе гендерные
роли различны, они зависят от социально-экономических изменений.
Следовательно, «гендерные стереотипы» отражают все «стереотипизированные представления о характеристиках и свойствах людей, которыми они должны обладать по признаку пола». Легко заметить, что данная экспликация служит наглядным примером того, что одним из ключевых аспектов гендерных стереотипов является социокультурная среда. При этом, гендерные стереотипы, как и гендерные роли, регулируются на ментальном уровне общественного сознания, который формируется в ходе развития общества и имеет самые различные стороны: историческую, социальную, экономическую, культурную и другие. При таком понимании гендерные стереотипы означают, в том числе и представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированных у представителей других культур, стран, этносов, «гендерные стереотипы» представляют «стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». В процитированных определениях различия в содержании гендерных стереотипов незначительны. Оно сводится к неким «стандартам», определённым нормам, характерным для мужчины или для женщины различных культур, этносов. На наш взгляд, такое понимание является достаточно убедительным и исчерпывающим. При этом подчеркнём, что именно гендерные стереотипы задают как «траектории» жизненного пути, так и «стандарты» образа жизни.
Важнейшим компонентом «женского» и «мужского» является «гендерная идентичность». Начнём с раскрытия понятия, «Гендерная идентичность», если следовать классическому определению Большого толкового социологического словаря, это «осознание себя с культурными определениями «мужественности» и «женственностями». Данное «понятие служит психологической интериоризациея мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других».
Решающим фактором для формирования гендерной идентичности является социализация. Американский психолог Ш.Берн утверждает, что «гендерная социализация» — это «процесс, посредством которого, мужчина или женщина обучаются соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.» . Понятие гендерной системы позволяет нам вычленить и проанализировать синхронический аспект гендерной культуры общества. В целом в сознании и в культуре данная система представлена в виде квинтэссенций "мужского" и "женского". При этом следует отметить, что "мужское" — "женское" - это всегда дихотомия, понимаемая с одной стороны, как единое целое, с другой - как вечное противоречие. Более того, "мужское" -"женское" является практически когнитивным конструктом, закреплённым через повторяющиеся стереотипы поведения в обычной жизни. Важность данной дихотомии проявилась в том, что она получает своё развитие в системе символов: "мужских" и "женских". "Мужское" и "женское" уже само по себе представляет символ. Во многих древних мифологиях луна, земля, вода трактуются как женские начала, а огонь, солнце, тепло — как мужское. "Мужчина всегда выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли мужчины и женщины. Первые являются "инструментальными", вторые — "экспрессивными". Мужчина - это "кормилец", в семье осуществляет общее руководство, женщина выполняет семейно-бытовые обязанности, обеспечивая в доме душевное тепло и уют". Всё это говорит о том, что воспитание девочек и мальчиков не может не учитывать эти гендерные особенности.
Как показывает исторический опыт, ни одна социокультурная система не обходится без гендерных стереотипов и ролей. Данное разграничение, которое, как было показано выше, закреплено даже в дихотомии и в системе семантик, не могло не оказать влияние на образование, поскольку последнее может и должно рассматриваться в социокультурном контексте.
Считается, что образование есть "единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Следовательно, каждый последующий этап системы образования основывается на устойчивых исторически сложившихся стереотипах, несёт отпечаток разных эпох развития человеческого общества. Можно говорить о том, что образование не просто копирует имеющиеся в обществе гендерные образцы поведения, но и интериоризирует их. Логично предположить, что изменения, происходящие в культуре и обществе, неизбежно отражаются на системе образования. При этом, поскольку система «впитывает» только исторически устоявшиеся образцы, то усваиваться будут далеко не все культурные инновации, а только просуществовавшие достаточно длительный период. Именно эта особенность придаёт образованию консервативный характер. Однако, что касается гендерных установок и стереотипов, то эти феномены имеют многовековую природу, поэтому они в первую очередь должны учитываться в рассматриваемой системе. Их игнорирование противоречит вышеуказанной особенности образования.
Тем не менее на каждом этапе развития система образования расставляла свои акценты в гендерном подходе. Для того чтобы в полной мере проанализировать гендерные аспекты в историко - педагогической ретроспективе, необходимо рассмотреть образование не только как процесс обучения, но и воспитания, развития и становление личности.
В истории педагогики образование рассматривается в соответствие с периодизацией, принятой в гражданской истории. Поэтому проблемы воспитания и обучения будем анализировать с установкой на эпохи.
Прежде чем анализировать гендерные аспекты в историко-педагогической ретроспективе, рассмотрим два понятия близких по смысловому значению: гендерное образование и раздельное. Это было связано со строгой иерархией половых ролей, при этом мужчина должен был занимать доминирующую позицию, а женщина подчинённую, зависимую.
Сохранение соответствующих стереотипов поддерживалось существующим уровнем социально-экономического развития, общественным разделением труда, культурными укладами жизни.
Гендерный подход в обучении и воспитании имеет более широкое понятие. Предусматривая учёт познавательных механизмов мальчиков и девочек, он концентрирует внимание на раскрытие и развитие мужской и женской индивидуальности, построение гармоничных отношений между полами.
Гендерный подход в образовательном пространстве основывается на развитии в детях «способности видеть в другом именно другого человека с иным мировоззрением» логикой мышления, чувствами». Уточним, что такое обучение и воспитание не отрицает опыт раздельного образования, а стремится использовать то позитивное, что было накоплено в истории педагогической и психологической мысли.
В античный период наиболее полное представление мы имеем о греко-римской школе. Раздельное обучение, ориентация на индивидуальность ребёнка наблюдалось в Афинской гимназии для мальчиков. Великие мыслители использовали здесь проблемный метод обучения, с возможностью поиска, спора, доказательства, что присуще именно мужскому интеллекту.
Именно принцип раздельного обучения в эпоху античной цивилизации лежал в основе первых педагогических систем и их технологий. На этом представлении были сформированы мужские школы Пифагора, Сократа, Аристотеля. Анализируя проблему женского воспитания, укажем, что основными чертами его является подготовка к семейной жизни, ведение домашнего хозяйства. Негативное отношение к женщине, как отклонение от нормы, сформированное в патриархальном обществе, прослеживается и в системе женского образования.
Во многих странах на основе гендерных исследований изменяются учебники, идет перестройка воспитания и обучения с учетом гендерного подхода, т.е. начато внедрение результатов гендерных исследований в практику. Однако следует отметить, что до сих пор слабой стороной гендерных исследований остается малое количество обобщающих теорий.
 
Литература:
1.                                         Абубикирова Н.И. Что такое гендер // ОНС: Общественные науки и современность- - 1996- №6. - С.123-125.
2.                                         Азарова Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: Автореф. дис.... канд. филос. наук. СПб.: 2000— 18с,
3.                    Воспитательный процесс изучение эффективности (Методические рекомендации) / Под ред. Е.Н.Степанова. М.: 2000. - С. 38-40.
4.                                         Клецина И.С. Гендерная социализация. (Учебное пособие). СПб.: РГПУ им. АЛ Герцена. 1998.- С, 7.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Иван155 (14.04.2013)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]