Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Пятница, 28.07.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Юридичесике науки

Теория и история государства и права; история политических и правовых учений

Воспитание гражданина как условие идеального государства в произведениях Ксенофонта

Автор: Полупан Артур Александрович, курсант 1 курса факультета подготовки специалистов для подразделений милиции общественной безопасности, Луганский государственный университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко

 

Среди политических мыслителей античности особое место принадлежит воину и философу, талантливому публицисту военному теоретику, историку и ученику Сократа, Ксенофонту Афинскому (приблизительные годы жизни 444 – 396 до н. э.). Согласно оценке Лео Штрауса, именно прочтение сочинений Ксенофонта открывает истинную перспективу для понимания всей новоевропейской политической мысли. Трактаты афинского Макиавелли создают то уникальное пространство, на котором возможно наиболее тесное и продуктивное соприкосновение античной и модерной политической теории [см. 3].

Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов. Поэтому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе» [1, С. 45]

Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.[см. 1]

Вторым государством, которое Ксенофонт описывает в качестве примера совершенного политического устройства, является традиционный оппонент эллинов – Персия.  Как и в Спарте, воспитание молодых граждан в Персии — дело государства. Это обусловлено, подчёркивает Ксенофонт, совершенно иной, чем у большинства других народов, ориентацией системы законов:

У персов  законы направлены на то, чтобы предотвратить самую возможность преступления; у других законы исполняют карательные функции, у персов же — прежде всего воспитательные. Вот почему, в то время как в других государствах воспитание детей предоставлено инициативе родителей, в Персии этим официально занимается государство.

Воспитание молодого поколения осуществляется здесь в рамках специальных возрастных групп мальчиков (до 16-17 лет), эфебов (следующие 10 лет) и взрослых мужей (последующие 25 лет). Переход в каждый следующий класс возможен только после успешного прохождения предыдущего: лишь те, кто прошёл полное обучение гражданской доблести в группах мальчиков и эфебов, могут стать полноправными мужами-гомотимами, и только те из последних, кто всегда безукоризненно выполнял свой гражданский долг, могут перейти со временем в высший класс старейшин.[см. 1]

Содержание осуществляемого в государстве воспитания сводится к формированию у граждан необходимых, с точки зрения общины, моральных и физических качеств, уважение к имущественным и гражданским правам себе подобных, прививается дух корпоративной солидарности, втолковывается всеми возможными способами необходимость безусловного повиновения старшим по возрасту и положению. Одновременно они получают необходимое физическое воспитание, направленное на подготовку из них умелых и закалённых воинов. При этом практически полностью игнорируется интеллектуальное и этическое воспитание, равно как и обучение любому ремеслу.[2, С. 56 – 72]

В литературе неоднократно подчеркивалось, что описание государственного устройства Персии и Спарты не соответствуют исторической действительности. Однако данный вопрос не является существенным, ведь помещение  государственного идеала в определенное культурно-историческое пространство характерно для античной традиции. Наиболее важной в данном контексте выступает идея превознесения педагогического аспекта в ущерб политической составляющей. Впоследствии эта античная традиция признания государственной системы воспитания в качестве несущей конструкции утопии была развита Томасом Мором и Томазо Кампанеллой.

 

Литература:

1. Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте. - Москва: Правда, 1936. - 108 с. [2]

2. Ксенофонт. Киропедия. М.: Наука, 1976. – 347 c.

3. Штраус Лео О тирании. – СПб, 2006. – 328 с.

Категория: Юридичесике науки | Добавил: Administrator (23.05.2014)
Просмотров: 489 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Хороший гражданин - хороший воин. Для древнего мира это понятная логика. Нужно было постоянно защищать свое государство и быть готовым к завоевания новых земель. Поэтому нужны были крепкие и здоровые мужчины. Не позавидуешь тем матерям. То есть детей в армию забирали с семи лет. Да еще и отбраковывали. Это ужасно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]