Журналистика - Филологические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Среда, 02.11.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Журналистика
Функции средств массовой коммуникации в условиях кризиса
 
Автор: Ануфриенко Светлана Викторовна, кандидат политических наук, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
 
Средства массовой коммуникации, обладая мощным природным потенциалом, несомненно, оказывают определенное влияние на формирование общественного мировоззрения, ценностных ориентаций, когнитивных способностей реципиента. СМК могут играть как конструктивную роль, так и приводить к эффекту, противоположному ожиданиям. В таких случаях исследователи говорят о функциях и дисфункциях средств массовой коммуникации. Категория «функции» является основой для понимания феномена СМК в общем и для анализа определенных сторон их деятельности в частности. Поэтому выявление функций СМК, которые они могут выполнять на благо общества, приобретает существенное значение.
В российских научных исследованиях сложилась ситуация разной интерпретации и авторского формулирования функций СМК, когда каждый исследователь приводит свой перечень функций, нередко бесструктурный и системно неорганизованный. Во многих работах теоретиков СМК можно встретить вариативный набор, состоящий из информационной, пропагандистской, агитаторской, организационной, психогигиенической, образовательной, мобилизационной, инновационной, оперативной, аналитической, развлекательной и целого ряда других функций [1, 182-193; 2, 110].
Т. Науменко объясняет существование разных классификаций функций СМК путаницей в разграничении понятий «функционирование», которое означает способ деятельности, и «функция», т.е. назначение, роль элемента в системе [3, 100-102]. В результате исследователи акцентируют внимание на вопросе «как работать?» вместо – «для чего работать?». Соглашаясь с мнением автора о важности разграничения этих понятий, стоит, тем не менее, отметить, что граница между функциями СМК и их функционированием не всегда просматривается достаточно отчетливо. Так, функция снятия напряжения в определенных обстоятельствах может выступать как в качестве самостоятельной конечной цели, так и в качестве способа реализации другой функции, например, информационной или развлекательной.
Во избежание разночтения в классификации функций СМК Е. Прохоров предлагает структурировать их по специфическим отношениям с контрагентами: «СМК – массовая аудитория», «СМК – социальные институты», «СМК – власть», и т.д. – в зависимости от объекта исследования [4, 46-47]. Нам представляется необходимым добавить к этой схеме еще один немаловажный критерий, а именно, – условия, при которых совершаются указанные взаимодействия.
В сферу наших интересов входит выявление функций, направленных, главным образом, на отношения СМК с обществом и органами власти в период кризиса. Кризисное положение является одним из тех случаев, когда СМК способны оказывать мощное пропагандистское воздействие, поскольку вероятность обращения аудитории к различным СМК в этот период достигает максимального уровня. Понятие «кризис» в данном случае означает «событие, представляющее собой прямую серьезную угрозу жизням, имуществу или душевному спокойствию многих людей» [5, 260]. Кризис характеризуется внезапным началом, неопределенностью, сильной эмоциональной реакцией и недостатком контроля.
Рассмотрение парадигмы «СМК – общество – органы власти в условиях кризиса» с функциональной точки зрения подразумевает изучение главных обязанностей СМК, которые они призваны выполнять во время конфликтов и нестабильности. По нашему мнению, этот аспект деятельности средств массовой коммуникации затрагивает уровень социальных, психологических и политических функций.
Социальные функции СМК подразумевают приоритетность удовлетворения интересов всего общества, а не частных интересов отдельных его групп или владельцев СМК. Известный американский исследователь Г. Лассуэлл выделяет три социальные функции СМК: наблюдение  за окружающей обстановкой, осуществление общественного отклика на произошедшие события и передача социальных норм и традиций от одного поколения к другому [6, 132].
Р. Мертон и П. Лазарсфельд полагают, что СМК осуществляют также функцию присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям [6, 140-144]. Исследователи подчеркивают мысль, что устойчивое внимание СМК к определенному объекту сообщения выделяет его из общей безликой массы, при этом его поведение и мнение приобретают значимость для всего общества. Тем самым, СМК наделяют престижем и усиливают власть отдельных индивидов и групп. Немаловажно отметить, что более высокий статус приписывается тем, кто оказался в сфере внимания средств массовой коммуникации независимо от редакционных предпочтений, поэтому в этом случае речь идет не о самой функции СМК, а  об  их функционировании.
Р. Мертону  и П. Лазарсфельду принадлежит также введение в научный аппарат понятия «дисфункция наркотизации». По мнению авторов, возрастающий поток информации способствует усыплению активности аудитории, приводит к апатии, ослаблению критического восприятия сообщений. Следует заметить, что во многих работах российских исследователей этот термин ошибочно трансформировался в «функцию наркотизации» [7, 113; 8, 80], вызывая замешательство по поводу положительной роли СМК в этом случае, так как формирование инертной аудитории не может служить интересам общества.
Э. Перс добавляет еще две функции СМК – сплочение людей перед лицом опасности и ослабление общественного напряжения [9, 60]. По ее мнению, сплочение во время чрезвычайного события приобретает особое значение для общества, которому необходимо знать, что для выживания делается все возможное. В условиях кризиса СМК, как правило, не способны  удовлетворять в полной мере потребности людей в информации и осуществлять общественный отклик. Однако в этот период приоритетами в деятельности СМК должны являться совершенно иные цели, а именно, – вселение уверенности и уменьшение возникшего напряжения. Эти задачи реализуются посредством выдвижения на первый план таких тем, как мудрость лидеров, отвага спасателей и убеждение общества в том, что «мы все вместе».
Б. Грушин выявляет функцию коммуникации, под которой он понимает усиление, поддержание или ослабление связей между разными аудиториями с одной стороны, и коммуникатором и аудиторией – с другой [10, 85-87]. Реализация данной функции СМК играет решающую роль в условиях многосторонних конфликтов или присутствия деструктивного актора, действия которого ориентированы на сознательное провоцирование и разжигание существующего кризиса, вызванного террористическими актами. Достижение этой функции становится возможным посредством выполнения другой – функции социализации, которая позволяет формировать или изменять интенсивность определенного типа установок, ценностных ориентаций аудитории в интересах всего общества.
Напротив, выполнение СМК функции наблюдения в момент кризисной ситуации чревато опасными последствиями, так как слишком большой поток информации может вызвать сильное напряжение, чувство страха и, как результат, привести к неодобрению населением действий правительства. В качестве яркого примера деструктивной реализации этой функции можно привести неконтролируемое освещение  американскими СМК войны во Вьетнаме – единственной неудачной войны для США. Многие ученые, политики и военные полагают, что одной из основных причин поражения США в этой войне было отсутствие поддержки населения собственной страны и мировой общественности, обусловленное деятельностью СМК [11, 187; 2, 122].
Психологические функции в парадигме «СМК – общество – органы власти в условиях кризиса» призваны следить за сохранением и укреплением нервно-психического здоровья аудитории, создавать определенный эмоционально-психологический тонус, нивелировать деструктивное воздействие трагических событий на психику человека. Важнейшей психологической функцией СМК является информационно-коммуникационная функция, отвечающая за формирование массовой психологии, что позволяет СМК организовывать и стимулировать поведение аудитории в определенном направлении [12, 294-295]. Все остальные психологические функции СМК – интеграция массовых настроений, регуляция психодинамики общества и психоформирующей информации – носят, на наш взгляд, скорее тактический, инструментальный характер, содействуя реализации стратегической функции.
Парадигма «СМК – общество – органы власти в условиях кризиса» включает в себя рассмотрение политических функций средств массовой коммуникации, направленных на побуждение людей к определенным политическим действиям. Прежде всего, СМК выполняют функцию представительства интересов, проявляющуюся в предупреждении общества о политических конфликтах,  в обращении за помощью к власти для выработки соответствующих форм защиты от угроз [8, 78-80]. Эта функция тесно переплетается с функцией поддержки малоимущих слоев населения и пострадавших в результате кризисных явлений, для которых СМК зачастую являются единственным способом добиться справедливости и быть услышанными. В этой связи СМК должны способствовать распространению чувств справедливости, сострадания, гуманизма.
Среди политических функций СМК ключевое значение имеет функция критики правительства, которая подразумевает повышение активности органов власти в результате публичного освещения их деятельности. Данная функция в условиях кризиса должна проявляться во взвешенно-сдержанной форме подачи материалов, а ее применение должно обосновываться защитой интересов общества, а не стремлением повышения рейтинга СМК. В противном случае злоупотребление журналистами правом давать оценку работе властей может усугубить существующую конфликтную ситуацию.
Необходимо отметить, что мы специально не включаем информационную функцию ни в одну из рассматриваемых структур. Эта функция является фундаментальной, сквозной, пронизывающей все уровни отношений СМК с контрагентами. Кроме того, каждая из перечисленных функций также не встречается обособленно, в чистом виде. С одной стороны, многие из них пересекаются и взаимосвязаны, с другой – их приоритетность для каждого из средств массовой коммуникации различна и зависит от природных особенностей СМК.
Реализация конкретной функции может быть более ярко выражена в системе деятельности СМК в определенные моменты развития общества и зависит от степени его интеграции. В периоды социальной напряженности нормальное функционирование СМК, как правило, нарушается, что приводит к появлению дисфункций. Например, информационная функция может трансформироваться в дезинформационную, функция присвоения статуса – в предоставление слова преступным организациям, функция сплочения – вызвать раскол в обществе, функция регуляции психоформирующей информации – в трансляцию психотравмирующих факторов и т.д.
Таким образом, средства массовой коммуникации могут играть в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В условиях кризиса СМК способны и обязаны оказывать мощное пропагандистское воздействие. В этот период функционирование СМК должно концентрироваться на консолидации общества перед лицом опасности, на вселении уверенности и ослаблении общественного напряжения. Традиционные функции СМК, нацеленные на информирование аудитории и формирование общественного отклика, в период кризисной ситуации должны осуществляться в особом режиме посредством взвешенно-сдержанной формы подачи материалов со смещением приоритетов в сторону защиты интересов общества, повышения гражданской ответственности, а не стремления к возрастанию рейтинга СМК.
 
Литература:
1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.: Аспект-пресс, 2002.
2. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
3. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // Кредо. – 2000. – № 2.
4. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. – М.: РИП-холдинг, 2005.
5. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.  – М.: Вильямс, 2004.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. – М.: Эдиториал УРСС,  2002.
7. Матвеева Л.В., Яникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2002.
8. Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. – М.: Аспект-пресс, 2004.
9. Perse E. Media Effects and Society. – Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001.
10. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Ред. Б.А. Грушин, Л.А. Оников. – М.: Политиздат, 1980.
11. Streitmatter R. Mightier than the Sword: How the News Media Have Shaped American History. – Boulder, Colorado: Westview Press, 1997.
12. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (30.11.2013)
Просмотров: 929 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1  
Светлана Викторовна как раз поднимает актуальный и болезненный вопрос: насколько честны,
откровенны и правдивы СМИ в подаче информации своим гражданам.  Хотелось бы услышать и об методах (способах)борьбы с такими СМИ, которые, «повышая свой рейтинг», врут прямо в камеру.  Не боясь ни Бога, ни людей. Печально.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]