Русский язык - Филологические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Четверг, 13.04.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Русский язык
Роль и место кореференции при обучении основам монологической речи
 
Автор: Мамай Екатерина Сергеевна, аспирант, Армавирская государственная педагогическая академия
 
Проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения русскому языку, и в частности культуре речи. От современного специалиста (бакалавра или магистра) требуется не только узкоспециальное знание, но и способность грамотно изложить свои мысли в устной или письменной форме. На наш взгляд, курс «Культура речи» должен преподаваться не только студентам филологического направления, но студентам каждого направления или специальности. Поэтому обучение основам монологической речи должно начинаться еще в средней школе и, углубляясь, заканчиваться уже на занятиях в высших учебных заведениях.
Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового, то есть любое высказывание по сути своей монологично, поскольку всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны.
В вузах обучение культуре речи требует от студентов умения построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение искусством грамотного выстраивания мыслей связано с наибольшими трудностями для обучаемых и требует больших временных затрат и усилий. Тем не менее, эти затраты времени и усилий окупаются, поскольку обучение монологической речи дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы донести свои мысли до слушателя или читателя.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Целью обучения основам монологической речи является формирование определенных умений, под которыми понимаются способности коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно (в языковом отношении) излагать свои мысли в устной или письменной форме.
К сожалению, в современных программах обучению этой форме речи отводится мало времени. В то же время, данный тип речи является одним из самых трудно постигаемых с психологической (поскольку речь должна быть мотивирована, то есть у говорящего должно быть желание рассказать о чём-либо) и с лингвистической (монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличие от эллиптичности предложений в диалогической речи и, как правило, развернутым изложением мыслей) точек зрения. Таким образом, монологическая речь обладает лингвистическими и психологическими характеристиками. Она является организованной системой облеченных в словесную форму мыслей, характеризуется преднамеренным воздействием на окружающих и потому существенно отличается от диалога, прежде всего особенностями логико-психологического порядка, ибо представляет собой, по определению В.В. Виноградова, продукт индивидуального построения речи [1]. Интонация, лексика и синтаксис здесь сложнее, чем в диалогическом высказывании.
Монологическая речь в значительной степени произвольна, меньше зависит от собеседника: говорящий имеет намерение выразить какое-то содержание, самостоятельно выбирает для этого языковую форму. Для диалога же характерны «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания, компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет какой-нибудь предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» [6,c.118]. То есть монолог — это весьма организованный вид речи. «В противоположность композиционной простоте диалога, монолог представляет собой определенную композиционную сложность; самый момент некоторого сложного расположения речевого материала играет громадную роль... Монолог выдвигает как нечто самостоятельное именно расположение, компонирование речевых единиц» [6, с. 144].
В монологе обычно не бывает неполных предложений, он протекает в рамках традиционных форм речи. «Нормы стилистической оценки момента сознательного выбора выражений и форм их связи, взвешивание семантических нюансов... резче заявляют о себе в монологе» [1, с. 19]. Поэтому применительно к монологу возникают, например, оценки: связно — несвязно, складно — нескладно, повторяется одно и то же слово на близком расстоянии или нет, удачен или неудачен порядок слов и т. д.
В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздействующая (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
К обучающимся предъявляются следующие требования: уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала.
Учебно-познавательные коммуникативные потребности современных студентов высших учебных заведений диктуют определенную сменяемость по этапам обучения доминирующих видов и форм устной речи: от воспроизведения прочитанных (или прослушанных) текстов к монологической речи с заранее заданным содержанием, от нее — к неподготовленному монологу, «монологу в диалоге» и полемике.
Виды монологической речи различны в зависимости от профессионально-служебных расслоений и типов общественных взаимодействий. Из четырех условно выделенных В. В. Виноградовым [1, с.58] типов монолога — убеждение, лирический, драматический и сообщение (повествование) — для коммуникации характерен монолог-сообщение, цель которого — передача некой информации, суммы знаний.
Следовательно, для грамотного построения монолога необходимо учитывать его специфические особенности, уделив внимание связности проговариваемого (читаемого) текста.
Построение содержательного высказывания в соответствии с универсально-логической структурой мышления предполагает необходимость неоднократного повторения в тексте законченной и определенным образом организованной последовательности высказываний о действительности - ранее введенной информации в качестве важного условия для ее дальнейшего поступательного развития. Избыточность информации, полное или частичное повторение сообщения, составляет обязательную предпосылку для восприятия информации [4,с.69]. Необходимость в такого рода повторах отражается на структуре текста в виде наличия в нем разнообразных кореферентных выражений.
"Явление кореференции в человеческом языке столь обширно, сложно и туманно”, - отмечает П. Постал, - "что потребуется несколько толстых томов только для того, чтобы написать введение к его тайнам” [Postal, 1970, с. 439].
И особое место в построении монолога занимает местоименно- наречная кореференция как наиболее распространенный тип слабых связей в структуре текста.
Данный тип связи характерен для всех указанных выше разновидностей диалога, так же является распространенным явлением в художественной литературе:
За дверью раздались тяжелые шаги. Упираясь руками в стол, мать поднялась на ноги. Вошел голубоглазый мужик, не снимая шапку, взял чемодан, приказав девочке проводить мать к нему в избу. Он ушел, не оглядываясь.
М. Горький. Мать.
 
На звуки нашего инструментального дуэта зашел секретарь парткома колхоза Беловалов. Он жестом попросил ребят не вставать, а продолжать слушать музыку.
В. Арчаков. Хлеб, розы и шипы…
 
Бабушка жила в маленьком имении, доставшемся Борису от матери. Оно состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, да двух домов: одного каменного, оставленного и запущенного, и деревянного домика, выстроенного его отцом.
А. Гончаров. Обрыв.
 
Он сидел на раскладушке, выпуская дым в пустое пространтсво комнаты. Обои здесь были под шелк, с большими голубыми птицами.
А.Знаменская. Прогулка под луной.
 
Таким образом, при обучении особенностям монологической речи, необходимо отдельное внимание уделять - наряду с другими, не менее распространенными способами связи предложений в тексте (лексический повтор и проч.) - явлению кореференции, как продуктивному способу связи предложений в структуре монологического текста.
Научение учащихся использованию наречной, местоименной и местоименно - наречной кореференции как типу связи способствует развитию у них памяти и логического мышления, позволяет пополнить их активный словарь.
Уделяя больше внимания развитию искусства монолога, преподаватели добиваются решения сразу нескольких задач: позволяет развивать коммуникативные навыки, успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение.
 
Литература:
1.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
2.Гальперин П.Ю. Экспериментальное исследование внимания. М.,1974.
3.Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.
4.Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983.
5.Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст (к типологии внутритекстовых отношений): Автореф. дис. д-ра филол. наук.-М., 1985.-62 с.
6.Якубинский Л.П. О диалогической речи. // Русская речь. — Пг., 1923, № 1.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (25.09.2011)
Просмотров: 2659 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
В овладении искусству создания монолога значительное место занимает формирование навыка, опирающегося на использование кореференции.
Автор данного исследования делает акцент, что обучение основам монологической речи должно начинаться еще в средней школе и, углубляясь, заканчиваться уже на занятиях в высших учебных заведениях.
А затем на протяжении всей жизни человек оттачивает своё мастерство в умении донести свою точку зрения до слушателей и добиваться успеха в решении поставленных задач.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]