Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Четверг, 31.08.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Русская литература
Цветные эпитеты в творчестве Б.Ш. Окуджавы
 
Автор: Прокопенко Анастасия Ивановна, Инженерно-технологическая академия Южного Федерального Университета
 
Настоящая работа посвящена проблематике изучения цветного эпитета – его пониманию, классификации и функционированию и творчестве Булата Шалвовича Окуджавы.
Проблемы художественной коммуникации, грамматики и поэтики текста, конструирования поэтического смысла, функционирования тропов и стилистических фигур в художественном тексте исследовались многими лингвистами и литературоведами - В.Г.Адмони, Ф.И.Буслаевым, А.Н.Веселовским, В.В. Виноградовым,  А.А.Потебней, И.А.Стерниным,Харченко и др. Далеко не последнее место в ряду этих проблем занимает проблема понимания цветного эпитета.
Эпитет (от греч. epitheton — "приложение") — художественный троп, один из способов формообразования, заключающийся в присоединении к описанию, изображению какого-либо предмета нового признака, определения, не присущего ему в обыденной действительности. В результате возникает элемент качественно новой, художественной реальности — выразительная пара определений, понятий.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью проанализировать различные подходы к изучению и классификации цветного эпитета. Именно этим обусловлен выбор творчества Б.Ш. Окуджавы в качестве объекта исследования, чьи тексты полны приемов актуализации понятий, среди которых центральное место принадлежит цветному эпитету.
Таким образом, цель работы заключается в описании цветных эпитетов и выявлении закономерностей их использования в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
Изучив стихотворения поэта, можно сделать вывод, что большинство использованных Б.Ш. Окуджавой цветных эпитетов -  постоянные, а не переносные, т.е. использование этих тропов служит украшением речи, не придавая никаких дополнительных оттенков названию предмета. Например, автор часто использует эпитет «белый» в таких устойчивых выражениях, как «белый свет» («А мы с тобой, брат, из пехоты…», 1989, «В городском саду», 1963); «белая рука» («Ванька морозов», 1957).Но несмотря на это, переносные эпитеты также нередко встречаются в творчестве поэта, например, «бронзовый Пушки» («Александр Сергеевич», 1989); «черешневый кларнет» («В городском саду», 1963).
Однако ставя целью своего исследования изучение именно цветных эпитетов, мы  проанализировали 69 стихотворений, из которых 31 произведение содержало данный троп. Изучив полученный материал,  мысистематизировали тропы, использованные Б.Ш. Окуджавой, в две классификации: по преобладанию оттенков цветов и по частоте их использования.
Первая классификация основывается на разделении эпитетов по оттенкам и выявлении преобладания одного цвета над другим. В 31 проанализированном стихотворении было выявлено 60 цветных тропов, что говорит о частом использовании автором данного художественного метода. Большую часть цветных эпитетов составляет эпитет «белый», который используется 16 раз: «бумага белая»(«Мне не хочется писать…», 1989), «белая река» ( «На арбатском дворе - и веселье и смех…», 1964), «белый бал» («На белый бал берез не соберу…», 1989), «белая голубушка» («Новое утро», 1957). Следующим по количеству использования идет троп «красный», ненамного  уступающий «белому» – 15 раз: «красный шар» («Мне не хочется писать…», 1989); «красная соль», «красное вино» («М. Хуциеву», 1989); «красная река» («Ночной разговор», 1962).На третьем месте по количеству употребления у Б.Ш. Окуджавы стоит троп «синий» - 6 раз: «синие горы» («М. Хуциеву, 1989); «синий маяк» («Не бродяги, не пропойцы…», 1989); «синий троллейбус» («Полночный троллейбус», 1989). Цветные эпитеты «черный» и «голубой» были использованыпо 4 раза в изученном материале: «черные глаза» («Медсестра Мария», 1989), «черная речка» («Счастливчик», 1989), «черный ворон» («Черный ворон сквозь белое облако глянет…», 1989); «моря голубые» («Магическое «два».Его высоты…», 1989); «глаза голубые» («Медсестра Мария», 1989); «голубые рога» («Осень ранняя…», 1989).Троп «зеленый» встретился в стихотворениях 3 раза: «зеленая оправа», «зеленый абажур» («На полотне у Аллы Беляковой…», 1989). Эпитет рыжий – 2 раза: «колечко рыжее» («Песенка о комсомольской богине», 1989); «рыжая жесть» («Трамваи», 1989). Все остальные цветные тропы, найденные в изученных стихотворениях Б.Ш. Окуджавы, встречаются по одному разу: «серая рыбка» («Храмули», 1989); «лиловые трещины» («На арбатском дворе - и веселье и смех…», 1989); «розовый цвет» («Не сольются никогда…», 1989); «пятно оранжевое» («На полотне у Аллы Беляковой», 1989); «башмачки золотые» («Песенка о Моцарте», 1989), «серебряный звон» («Продолжается музыка возле меня…», 1989); «желтая свечка» («Чаепитие на арбате», 1989); «роза алая» («Читаю мемуары разных лиц…», 1989).Ниже представлена диаграмма деления цветовых эпитетов на оттенки, где наглядно показано преобладание одного цвета над другим (рис. 1).
 
 
Вторая классификация основывается на частоте использования Б.Ш. Окуджавой каждого тропа в исследованном материале. Таким образом, цветной эпитет «белый»  был употреблен поэтом в 14 стихотворениях из 31 проанализированного, причем в произведениях «Песенка о пехоте» (1989) и «Черныйворон сквозь белое облако глянет…» (1989) он был употреблен по 2 раза. Эпитет «красный» был использован в 11 стихотворениях, из которых в 3 он встречается дважды («М.Хуциеву», 1989; «Ночной разговор», 1962; «Я пишу исторический роман»,1989 ). Цветной троп «синий» автор употребил в 6 стихотворениях, причем в стихотворении «Ночной разговор» (1962) два раза. Хотя эпитеты «черный» и «голубой» были использованы по 4 раза, троп «голубой» встретился в 4 стихотворениях, а троп «черный» в 3. Однако эпитет «черный» встретился два раза в произведении «Черный ворон сквозь белое облако глянет…» (1989).  Также цветной троп «зеленый», будучи использованными автором 3 раза в изученном материале, встречается в 2 стихотворениях, причем в произведении «На полотне у Аллы Беляковой…» (1989) автор использовал данный художественный прием дважды. Остальные цветные эпитеты «лиловый», «оранжевый», «розовый», «рыжий», «золотой», «серебряный», «серый», «желтый», «алый» встречаются только один раз в стихотворениях. Диаграмма, представленная ниже, показывает соотношение каждого цветного эпитета с количеством стихотворений, в которых он был использован (рис.2).

 
Подводя итог научной работе, можно сделать несколько выводов. Во-первых, данное исследование позволило классифицировать цветные эпитеты, использованные в 31 проанализированном стихотворении Б.Ш. Окуджавы, двумя способами: по преобладанию оттенков цветов и по частоте их использования. Во-вторых, исходя из результатов систематизирования эпитетов на категории, можно говорить о преобладании в творчестве Б.Ш. Окуджавы светлых оттенков над  темными (эпитет «белый» - 16; эпитет «черный» - 4) и теплых над холодными (эпитет «красный» - 13; эпитет «синий» -6). В-третьих, данная работа показала, чтонесмотря на исследовательский интерес к изучению особенностей цветного эпитета в поэзии Б.Ш. Окуджавы, типов его классификации и методов использования, эта тема остается недостаточно изученной и оставляет за собой большие перспективы дальнейшего изучения данных проблем.
 
Литература:
1.Богомолов  Н.А. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002, № 3 – С. 4-14.
2.Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. "Московский Рабочий", 1989.
3.Глушкова, В.Г. Лингвостилистические особенности эпитетов в художественной прозе С.Н.Есина: Автореферат дисс. ... канд. филол. наук / Глушкова Валентина Геннадьевна. – Белгород, 2000. – 23 с.
4.Неретина С.С. Тропы и концепты. М., 2004.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (14.11.2013)
Просмотров: 1350 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
2  
Думаю, что следующие исследованные должно быть направленное на ощущение цветовой гаммы Окуджавы. Интересно, узнать почему именно "белый" цвет, так часто встречается в произведениях автора? Что значит для него той или иной цвет. Думаю, что это много расскажет об этой уникальной личности. Ведь понимание цвета всегда уникально и неповторимо.

1  
Довольно интересное исследование - никогда ранее ни с чем подобным не сталкивалась. Мне кажется, было бы интересно изучить цветные эпитеты не только у отдельно взятого автора, а, например, у 100 или 1000 самых популярных песен - получился бы некий средний показатель. Тогда можно было бы видеть особенность творчества того же Булата Окуджавы в использовании цветных эпитетов по сравнению с этим общим показателем. Также интересно сравнить двух авторов, например, Окуджавы и Розенбаума.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]