Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Пятница, 28.07.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Фольклористика
Эпитеты белого цвета как этнодоминанты в белорусских народных песнях, их классификация, коннотационное и семантические значения
 
Автор: Кирчук Екатерина Леонидовна, аспирантка кафедры теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

Часть 3
 
Семантика полей белого цвета в народных песнях представлена двумя основными видами где:
I. «Белый» цвет выступает в роли визуальной характеристики предметов, объектов, действий и имеет оттенки, окраски:
1)   в значении непосредственно «белый» цвет: «белое цветение» растений, деревьев, «белый как снег». Семантика подобных эпитетов содержит элементы «ярко» и «белый» соответственно, и прилагательное называет чистый, яркий, без примеси белый цвет: «…Да жоўтыя красачкі зараслі, // Да беленькім цветам зацвілі…» [5; 389]; «…Мядуніца мядовая, // Чаго не цвіцеш белым цветам?..» [16; 194]; «…Зіму замыкаці… // …Па белым сняжочку» [8; 95];
2)   для обозначения очень светлых оттенков, настолько слабых, что они приближаются к белому, как «светлая масть или оперение»: «…Ляцела лесам – голле ламала // Белымі крыламі» [5; 112]; «…Адкуль ўзяўся сызы-белы арол // Разбіў стаду ўсё па сіняму мору, // Белы пушок па паднебейку пайшоў…» [8; 320];
3)   в качестве значения «сияющий», «светлый», «ясный», «яркий»: «…Юр’я, адамкні зямлю, // Юр’я, пусці расу, // Юр’я, бяленькую…» [8; 158]; «…Пры зораньках копы кладземо, // Апоўначы дадому ідземы, // На світанні вячэраемо, // У дзень белы знову ідземы…» [14; 85];
4)   как «лучший», «совершенный», «чистейший» при совершении действия: «…А платочкі ўсе крывавыя нясуць, // Я й слёзачкамі бела вымыла, // Без качалак гладка выкачала…» [6; 17]; «…Ой, вы, братцы, родныя, // Вы ўстаньце ранёшанька, // Умывайцеся бялёшанька» [12; 527].
II.«Белый» цвет выступает в роли символа, и имеет ряд полисемий, которые раскрывают его психосемантические значения:
1)   идеализация белого цвета при описании человека, частей его тела с приближением к понятиям «молодой», «невинный», «непорочный», «девственный», «красивый»: «…А чые ж гэта свацейкі // За столікам сядзяць – // Белыя, румяныя, // У дарожку сабраныя?..» [10; 323]; «…Плакала дзеванька па касе:… // …– Не адно раннейка гуляла, // Русую косаньку часала, // Белае лічка умывала, // Кінула грабянец пад вянец, // Русую косаньку – пад чапец…» [11; 446];
2)   когда используемые в народных традициях, календарных обрядах и ритуалах предметы, еда и питьё тождественны понятиям «чистота», «святость»: «…Вароцечка адчыняюць, // Столікі засцілаюць, // Кубачкі наліваюць, // Столікі да цісовыя, // Абрусікі да бялёвыя, // Кубачкі да мядовыя…» [10; 207];
3)   как символ «начала», «рождения», лиминальнальной трансформации прижизненного периода (смена статусов «парень и девушка» – «жених и невеста» – «муж и жена»). А также как символ «перерождения», когда персонифицируемые растения, деревья, животные, птицы разговаривают человеческим языком, дают советы, отвечают на вопросы людей: «…Ды дайце ж вы бабулечцы сем мер канапель, // Пакладзіце дзіцятка ў белую калыбель» [18; 178]; вясельная песня – «…Не дзеўку вязуць – цыганаў. // А той жа цыган – Іванька. // А тая ж цыганка – Гануська. // Цыганы чарненькі, // А яны ж бяленькі» [12; 335]; «…Младая малодачка ваду брала, // А з белаю бярозаю размаўляла…» [8; 422];
4)   как символ печали, горя, связанный со смертью человека. Интересно, что к этимологии индоевропейского *bhel – «белый» – относят английское слово black – «чёрный», мотивировав это тем, что оба цвета связаны процессом горения – «свечение-сажа» [1; 31]. Возможно поэтому в белорусских поминальных причитаниях, социально-бытовых песнях, балладах белые эпитеты имеют негативный смысл, связанный с жизненным концом (смертью, войной, болезнью), что было бы более характерным для чёрных эпитетов: «…Замкнуўся татулька ў тры замочкі:.. // …Трэці замочак – белы грабок» [12; 207]; поминальное причитание – «…А цётачка мая родная, // А чаго ж ты мяне цяпер не устрачаеш, // А ці твае белыя ножанькі астылі, // А ці твае белыя ручанькі сашчапіліся?..» [17; 413]; «…Забалела цела, // Ой, да салдацкае, бела, // Ніхто к таму целу, // Эй, да к салдацкаму белу, // Да не падходжвае…» [19; 163].
Таким образом, этнодоминирование белых цветовых эпитетов подтверждается количественно-статистическим методом подсчета, где колоротив «белый» по количеству употребления находится на первом месте. Белые эпитеты представлены в народном песенном творчестве широкой классификацией, которая отображает космологическую модель построения окружающего мира человеком. Коннотации таких эпитетов шифруют эмоционально-оценочные оттенки культурных традиций общества, а семантика связана с этимологией слова «белый», его визуализированием и символизмом.
 
Литература:
1.Абрагімовіч, М. Белы // Роднае слова №1, 2007
2.Баброўская, К.Л. Градацыя колераў і семантыка паэтычных маркераў у беларускіх народных песнях, загадках і замовах // Весці БДПУ. 1 Серыя. № 2. – Мінск: БДПУ, 2010
3.Баброўская, К.Л. Каларыстыка мастацкага свету сямейна-абрадавай паэзіі // Фалькларыстычныя даследаванні: Вып. 8 / пад нав. рэд. Р.М. Кавалёвай, В.В .Прыемка; уклад.: Т.А.Марозава. – Мінск: Права і эканоміка, 2011
4.Баброўская, К.Л. Эпітэты колеру і святла ў беларускіх пахавальных галашэннях // Актуальныя праблемы мастацтва / рэдкал.: В.І. Жук, У.А. Васілевіч [і інш.]; адк. рэд. Ю.Ю.Захарына. – Мінск: БДПУ, 2011
5.Баллады ў дзвюх кнігах, кн. І / рэд. К.П. Кабашнікаў, В.І. Ялатаў. – Мінск: Навука і тэхніка, 1977
6.Баллады ў дзвюх кнігах, кн. ІІ / рэд. К.П. Кабашнікаў, В.І. Ялатаў. – Мінск: Навука і тэхніка, 1978
7.Бобровская, Е.Л. Общее и отличия употребления цветовых и световых эпитетов в белорусских народных баладах, семейно-бытовых песнях и жестоких романсах // Фольклор в контексте культуры / под ред. М.Ш. Абдулаевой. – Махачкала: ДГПУ, 2012
8.Веснавыя песні / склад. Г.А. Барташэвіч. – Мінск: Навука і тэхніка, 1979
9.Восеньскія і талочныя песні / склад. А.С. Ліс. – Мінск: Навука і тэхніка, 1981
10.  Вяселле. Песні: у 6-ці кн. Кн. 1 / склад. Л. А. Малаш. – Мінск, 1980
11.  Вяселле. Песні: у 6-ці кн. Кн. 2 / склад. Л. А. Малаш. – Мінск, 1981
12.  Вяселле. Песні: у 6-ці кн. Кн. 3 / склад. Л. А. Малаш. – Мінск, 1983
13.  Паэтыка беларускай народный лірыкі. Слова і вобраз. Паэтычны сінтаксіс. Гукапіс і рыфма. / Н.С. Гілевіч. – Мінск: Вышэйшая школа, 1975
14.  Жніўныя песні / уклад. А.С. Ліс. – Мінск: Навука і тэхніка, 1974
15.  Зімовыя песні / уклад. А.І. Гурскі. – Мінск: Навука і тэхніка, 1975
16.  Купальскія і пятроўскія песні / уклад. А.С. Ліс.  – Мінск: Навука і тэхніка, 1985
17.  Пахаванні. Памінкі. Галашэнні / рэд. А.С. Фядосік. – Мінск, 1986
18.  Радзінная паэзія / рэд. Г. І. Цітовіч. – Мінск, 1971
19.  Сацыяльна-бытавыя песні / рэд. А.С. Фядосік. – Мінск: Навука і тэхніка, 1987
20.  Сямейна-бытавыя песні / рэд. А.С. Фядосік. – Мінск: Навука і тэхніка, 1984
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (20.02.2014)
Просмотров: 699 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
В данной статье очень полно представлено значение и семантика эпитетов белого цвета, а также доказана их доминантная роль в белорусском фольклоре. Но было бы интересно также увидеть
статистику вхождений эпитетов «белый» в сравнении с другими основными цветами,
такими как «красный», «черный», «зеленый» и другими.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]