Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Четверг, 03.08.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Теория и методика обучения (из областей знаний)
Интерактивность как основа современных средств обучения
 
Автор: Помелова Мария Сереггевна, кандидат педагогических наук, доцент, Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
 
Анализ наиболее перспективных направления развития современных средств информационных технологий показал, увеличение роли электронных средств обучения в учебно-воспитательном процессе на всех ступенях образования. Комплексное использование возможностей современных средств обучения способствует динамичности, интенсификации процесса обучения, его новизне, большей индивидуализации и дифференциации, вариативности учебной деятельности и, в частности, целенаправленной интеграции различных видов деятельности, что позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения. В информатизации образования выделяется новое направление современных средств обучения – интерактивные средства обучения.
Основополагающим понятием интерактивных средств обучения является, «интерактивность».  Понятие «интерактив» происходит от английского слова «interact», где «inter» - взаимный, «act» - действовать. В настоящее время существует двойственное понимание интерактивности, как характеристике взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, так и дидактическом свойстве средств обучения.
В педагогических исследованиях чаще всего рассматривают интерактивность информационно-коммуникационных средств обучения на базе компьютерных технологий, хотя интерактивностью в той или иной мере обладают все средства обучения. А.А. Журин в своем исследовании определял степень интерактивности различных средств обучения (учебных конофильмов, телепередач, диафильмов, учебников, рабочих тетрадей на бумажной основе, электронных программных средств), на основе анализа возможных взаимодействий участников образовательного процесса с информацией. Интерактивность, здесь понимается через «взаимодействие участников дидактического информационного процесса и при непосредственном контакте, и при опосредованном обучении».
Интерактивность в традиционном учебном процессе обычно понимается как взаимодействие субъектов обучения с помощью непосредственного контакта. В обучении с применением информационных технологий, интерактивность – это «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала» [1, с. 13].
Будем рассматривать, интерактивные средства обучения, в контексте информационных и коммуникационных технологий. Под интерактивностью в этом случае, понимают возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, здесь чаще употребляется термин «интерактивный диалог». И.В. Роберт определяет интерактивный диалог как взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами, ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием «ключевого слова», в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя [2]. Учебный диалог – это не просто обмен информацией, целью обучающего диалога является выработка у обучаемого наиболее полного и адекватного знания существа обсуждаемого материала.
Обеспечение гибкости и ясности диалога обучающегося с компьютерной учебной программой возможно при рациональной организации пользовательского интерфейса. [3, с.44]
О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
Интерактивность, являясь ключевым свойством ИКТ в учебном процессе, способствует, в свою очередь, реализации других дидактических свойств ИКТ:
- коммуникативности – возможность коммутации информации посредством различных видов электронной связи – форума, чата, телеконференций и т.п.:
- адаптивности – возможность поддержания благоприятных условий процесса обучения, организации демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;
- продуктивности – возможность изменения или дополнения информации;
- креативности – возможность создавать что-либо или находить решение проблемы на основе предложенного материала.
Существует несколько видов интерактивности:
- интерактивность обратной связи обеспечивает возможность здать вопрос по интересующему вопросу и получить ответ или проконтролировать процесс освоения материала;
- временная интерактивность позволяет обучающемуся самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по учебному материалу;
- порядковая интерактивность позволяет обучающемуся свободно определять очередность использования фрагментов информации;
-содержательная интерактивность дает возможность обучающемуся изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации.
- творческая интерактивность проявляется при создании обучающимися собственного продукта креативной деятельности – веб-проект, собственный веб-сайт, электронные тесты и упражнения и т.д.
Выделяют несколько типов интерактивности обратной связи. Первый тип – информация поступает от той или иной обучающей или тестирующей программы, включенной в учебный процесс, в ответ на действия обучаемого. Такая обратная связь характеризуется оперативностью, дает возможность обучаемому сделать осознанный вывод об успешности или ошибочностью учебной деятельности, она побуждает его к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать полученные результаты.
Второй тип обратной связи – это реакция преподавателя или других участников учебного процесса на деятельность обучаемого. Она может быть как оперативной, так и отсроченной, но лишь до некоторой степени [4, с.108].
Первый тип обратной связи или оценочная обратная связь (обычно применяется в тестирующих программных средствах) имеет несколько уровней реализации:
- первый уровень – это констатация неправильного результата решения без анализа допущенной ошибки и без выдачи каких либо рекомендаций;
- второй уровень – это констатация неправильного результата решения без анализа допущенной ошибки, но с выдачей общего характера;
- третий уровень – это констатация неправильного результата и выдача конкретных рекомендаций для получения правильного решения, а в ряде случаев еще и анализ допущенной ошибки.
Применение компьютера для целей оценки знаний позволяет существенно повысить объективность контроля. Это обусловлено отсутствием четких критериев оценки при традиционном контроле знаний и психологическим фактором.
Под временной и порядковой интерактивностью понимается возможность выполнения электронных заданий в произвольном порядке за необходимое для обучающихся время.
Содержательная и творческая интерактивность предполагает создание веб-проектов, в которых содержательная наполненность продукта деятельности полностью зависит от творческого потенциала обучающихся.
Интерактивность – возможность программы изменять свое поведение под влиянием действий пользователя. Обучающийся в ответ на свои действия получает обратную реакцию от компьютера. Различают внешнюю и внутреннюю обратную реакцию. Внутренняя является непосредственным результатом произведенного действия, она порождается тем же самым контекстом, что и действие. Внешняя реакция представляет собой оценку действия (похвала, порицание) и генерируется контекстом, внешним по отношению к действию. Обучающийся обеспечивается как внешней, так и внутренней реакцией на свои действия [5].
О способах реализации интерактивности также высказано много различных мнений. Если рассмотреть процесс интерактивного общения между компьютером и человеком, то можно представить его как совокупность простейших элементов «запрос-реакция», где «запрос» - некий сигнал от пользователя к обучающей программе (или обратно), а «реакция» - ответ на него, причем ответ влияет на дальнейшие действия запрашивающей стороны. Некоторые интерактивные элементы, в которых пользователь обращается к программе или посылает ей управляющие сигналы, присутствуют в любой программе. Они образуют различные системы навигации, помощи, справки или поиска.
Задача эффективной организации интерактивности состоит в том, чтобы из простейших элементов типа «запрос-реакция» составлять «цепочки» или «деревья», в которых реакция на предыдущий запрос определяет содержание последующих запросов. Например, при обучении решению задачи в интерактивном режиме по данному учащимся первому ответу формируется сообщение об ошибке, даются подсказки; а после второй попытки ввода ответа выводится иной набор сообщений. При проведении тестирования по результатам ответов система может предлагать учащемуся задания разной степени трудности в зависимости от успешности предыдущих действий. Существуют системы-тренажеры, в которых трудность очередного задания и время, отводимое на его выполнение, определяется правильностью и скоростью ответов на предшествующие вопросы.
Различают активный и пассивный диалоги пользователя с интерактивной программной средой. При активном диалоге, активном режиме взаимодействия пользователя с интерактивной обучающей программной средой устанавливаются равноправные взаимоотношения его участников. Обычно для организации активного диалога используются директивные (командные) языки, или языки, близкие к естественным. Пассивный диалог представляет собой иной режим взаимодействия пользователя с интерактивной обучающей программной средой. Инициатива ведения диалога в этом случае принадлежит программной среде, ведущей за собой пользователя, требуя от него (в точках ветвления) вычислительного процесса или принятия решения, предоставляющей дополнительную информацию, необходимую для принятия адекватных решений. В пассивном диалоге интерактивная обучающая программная среда обеспечивает пользователя информационными сообщениями, подсказками и другими комментариями, облегчающими взаимодействие с ней. Запросы к пользователю строятся обычно либо в виде меню, либо в виде шаблонов.
Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:
-  Управление объектами на экране с помощью мыши;
-  Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
-  Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
-  Диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если  приспособлена к мгновенному информационному представлению;
-  Обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
-  Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
-  Рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований [6].
Таким образом, интерактивность является одним их приоритетных направлений в развитии и современных информационных технологий использующихся в системе образования. Необходимо более детальное изучение данной категории, что позволит осуществить качественный рывок в системе современных средств обучения.
 
Литература:
1.Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: дис. … к.п.н. М., 2002. – 197 с.
2.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И.В. Роберт. – М.: Институт информатизации образования РАО, 2006. – 374 с.
3.Польский М.А. Методические основы создания и применения комбинированных дидактических интерактивных программных систем по электротехническим дисциплинам: дис. … к.п.н. Астрахань, 2006. – 167 с.
4.Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: дис. … к.п.н. М., 2003. – 204 с.
5.Суховиенко Е.А. Электронный учебник: конструирование, обучение, диагностика: монография / Е.А. Суховиенко. Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – 149 с.
6.Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника //информатика и образование.-2006.-№5, С.104-107.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Administrator (21.02.2012)
Просмотров: 1634 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 3
3  
Статья познавательна. Хотелось бы увидеть более подробного освещения активного диалога пользователя с интерактивной программной средой, желательно на конкретном примере.

2  
Очень познавательная статья, однако стоило бы упомянуть и о плюсах и минусах различных форм интерактивности. Так, по-моему, действенной будет только третья методика, так как при первых двух полностью исключается роль учителя - выполнение заданий на ПК ничем не отличается от проведения обычного письменного тестирования учащихся.

1  
Достаточно интересная статья. Меня она сильно заинтересовала, особенно третья форма интерактивности, о которой вы упомянули. Но вот по поводу первых двух, хотел бы ометить, что в современной школе они не совсем действенны. Ученики отвлекаются на посторонние явления, связанные с освоением компьютера и новой формой обучения. За счет этого происходит ухудшение усвоения маериала.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]