Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Вторник, 01.08.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Общая педагогика и история педагогики
Наша новая школа – три в одном: обучение, воспитание и просвещение
 
Авторы:
 
Зыков Михаил Борисович, доктор философских наук, Образовательный Центр «Человеческий капитал» Техас (США)
 
Сабанина Наталия Рафаэлевна, музейный педагог
 
... В августе 1971 года президент США Ричард Никсон  объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара. К этому времени (с 1944 года, когда доллар и британский фунт были объявлены мировыми валютами, обеспеченными золотом) долларовая масса уже значительно превышала золотые резервы и не могла быть ими обеспечена.  С 1970 годов и по настоящее время долларовая масса, в том числе и наличная, стала расти по экспоненте. Примечательно, что статистику  по денежному агрегату М3 (фактически широкая денежная база)  Федеральная резервная служба США приводила только до марта 2006 года, после чего со странной формулировкой "индикатор не играл никакой роли в монетарной политике на протяжении многих лет" прекратила публикацию данных. Параллельно с этим так называемым процессом насыщения ликвидностью финансовых рынков западной цивилизации постепенно стала разрастаться сфера производных финансовых инструментов - деривативов. Они, в свою очередь, начали  формировать самую настоящую виртуальную экономику - финансовый мир, который по мере своего роста стал всё больше отдаляться от  реальной экономики, жить своей самостоятельной жизнью [3, Александр Молчанов и Федор Смирнов, с. 51].            Мировой ВВП в 1999 году ВВП составил 35 трлн. долларов, а уже в 2008 году - на своем историческом пике - был равен 61 трлн. долларов, то есть за 9 лет почти удвоился. Естественно, это привело к мировому экономическому кризису, первая волна которого  не закончилась ещё и сегодня, а вторая уже стремительно набирает силу.
Зачем мы говорим  об этом в чисто образовательном журнале, который, возможно, не читает ни один экономист на свете? А затем, что настал черед работников образования стать основными экономистами страны, потому что отныне не только финансовое, но и все социально-экономическое благополучие страны находится в руках  педагогов.
Дело вот в чем. Понятно, что бумажные деньги потому  и назывались с самого начала денежными знаками, что никакой особенной ценности они из себя не представляют  (бумажка она и есть бумажка при любых нарисованных узорах на ней), а просто обозначают эквивалент граммов или миллиграммов золота. Золото, само являющееся товаром, смогло играть роль обменного эквивалента в силу своих замечательных физических, химических и эстетических свойств. Но его в природе мало. Поэтому пришлось применить и все остальные драгметаллы, а также драгоценные камни, и все же, из-за стремительного роста объема денежной массы в развивающейся экономике мира, довольно быстро настал час, когда ни драгметаллов, ни драгоценных камней, ни всяких других товаров стало не достаточно, чтобы уравновесить непрерывно растущую денежную бумажную массу (физически она может быть оформлена и на любых электронных носителях).
Два вида капитала, на эквивалентности и неразрывности которых в течение веков держалась вся мировая политэкономия, финансовый капитал (денежная масса) и физический капитал (физические ценности вроде золота, полезных ископаемых, сооружений и т.д.) перестали быть сбалансированными и неразрывно связанными. Финансовый капитал оторвался от физического и отправился в самостоятельное "плавание". Возник экономический всемирный постмодернизм: деньги оторвались от своей физической основы. Старая политэкономия потеряла практически всякий смысл. Мир стал неуправляемым, и ситуация могла бы показаться безнадежной, если бы в мире не появился ещё один вид капитала - человеческий. Он стремительно растёт, и как в близкой, так и в самой отдаленной перспективе является стоимостью, способной уравновесить и финансовый, и физический капиталы в процессе их развития, поскольку все три капитала - человеческий, физический и финансовый - взаимодействуют, образуя единую систему в динамично меняющейся экономике мира. Возникает естественный вопрос: а где возникает, как формируется, растёт и развивается человеческий капитал? Ответ удивительно простой - в семье, в детском садике и в общеобразовательной средней школе. Одним словом, - в национальной системе образования.
Конечно, все мы продолжаем верить, что мир основан на аксиоматическом признании того, что мир развивается в сторону совершенства (от малого к большому, от худшего к лучшему, от простого к сложному) и что ходом мировой истории управляет прогресс [3 , с. 15]. Но теперь к этой замечательной вере необходимо срочно прибавить новое научное знание и обоснованно ответить на два извечных русских вопроса:  "Кто виноват?" и "Что делать?"
Например, Александр Дугин утверждает, что Россия должна выбирать свой путь в стремительно разлагающемся мире. Это разложение подается в виде технологического и социального совершенствования, но на самом деле, заводит ситуацию во всё более глухой тупик. Создание спекулятивной финансовой экономики довело мировое хозяйство до состояния глубокого кризиса. В такой ситуации необходимы не технические меры, а радикальное решение, поворот. Трагедия России состоит в том, что наши элиты хотели бы видеть её "Западом", но сами его очень плохо понимают, а массы, кажется, не понимают вообще ничего.
Постмодерн приходит к нам через масс-медиа, стили, привычки, моды, компьютерные сети, молодежную культуру. Но при этом практически не осознается и глубоко не затрагивает. При этом общество пребывает в целом  в нерешительности: оно уже более не стремится, как в 1990-е, "за границу", не жаждет подражать Западу во всем, вплоть до мельчайших деталей, но и не может закрепиться вокруг какой-то альтернативы, не может настоять на самобытности, так как это русское самобытие неуловимо и невнятно. Так есть ли у России шанс свернуть на иной путь? Он есть всегда, были бы воля, ум и решимость" [3 , с. 18-19]
По нашему мнению, системный кризис современной России - это не про экономику и не про политику только, сегодня - это кризис базовых ценностей, на которых построена наша современная цивилизация, то есть то, что у нас осталось от советской цивилизации, поскольку о создании новой российской просто никто не хочет даже и задумываться.
По мнению Михаила Леонтьева, сегодня идеалом и механизмом самовоспроизводства основного жизненного цикла нашего общества стала максимизация личного потребления, а официальный лозунг чиновников от образования "формировать и развивать культурного потребителя" последовательно уничтожает все ценностные ориентиры, выходящие за пределы жизненного цикла отдельно взятого индивидуума. Таким образом он уже уничтожил у нас идею исторического государства как субъекта деятельности, подразумевающего цели и задачи длиннее человеческой жизни и важнее её [3, с. 1].
Очевидно, что всё начинается с национальной системы образования, где у граждан страны должны формироваться и развиваться основные жизненные убеждения и ценности. Однако внутри существующей ныне системы образования мы даже не видим языка, на котором этот кризис может адекватно описываться. Система не допускает  наличия языка, на котором может описываться её смерть. Многоголосное щебетание "экспертов" сливается в одну большую немоту. Для того, чтобы найти этот язык, надо вернуться к определению базовых категорий. Без их уточнения и очищения невозможен никакой содержательный разговор в прикладной сфере образования. Необходим поиск и восстановление смыслов.
"Уплощение" человеческой природы, ценностное сужение её границ, переводящее человека из ранга "творца" в ранг "потребителя", является фактором превращения государства "создающего" в государство "потребляющее", а следовательно, зависимое, рабское, а не свободное. Одновременно таким же становится и каждый житель страны, превращаясь из гражданина в обывателя.
Традиционистский подход к государственному строительству предполагает не решение ложных сиюминутных задач, а осознание ценностных целей, воспроизводящихся из поколения в поколение [5, с. 6]. Такое осознание может и должно происходить внутри национальной системы образования. Однако сегодня она себе этой задачи не ставит. Почему? Одной из причин сложившейся ситуации является утрата твердых, ясных и понятных каждому ребёнку, родителю, учителю и администратору от образования смыслов образовательной деятельности, основными категориями которой являются "просвещение", обучение" и "воспитание".
Точное, системное определение базовых понятий необходимо особенно сегодня, когда только уж совсем ленивые не кричат на всех углах о кризисе национальной системы образования. Кризис в чем? Кризис чего? Ведь чтобы выйти из кризиса, надо понять его причину, а это сделать  невозможно без использования тщательно отточенных понятий. Мы должны так же чётко сформулировать наши основные жизненно важные национальные ценности.
Ценностями мы считаем то, что следует защищать больше, чем нашу физическую жизнь, нечто, принципиально лежащее за её пределами, нечто, до чего мы не в состоянии дотянуться. Это нечто и называется ценностями по понятию. ... Ценность  - это то, за что мы готовы отдать жизнь. Если у нас есть ценности - то, что лежит за пределами нашей жизни, но чему мы свою жизнь готовы и хотим посвятить, - то потребность в государстве, способном служить передаваемым из поколения в поколение целям, становится главной гражданской и общественной потребностью.              Но при этом государство, способное преемственно сохранять цели, а значит, реализовать сколько-нибудь длительные проекты и программы, должно быть свободно от контроля со стороны политиков и политической деятельности как таковой (там же).
Прежде всего дело в природе самих ценностей. Они потому и лежат за пределами человеческой жизни, что срок их собственной жизни много больше. Защита ценностей для человека и есть практика преодоления бренности своего существования, страха смерти и осуществления стремления к вечной жизни. Мы обладаем ценностями лишь постольку, поскольку верим в них. Вне религии, то есть суммы и порядка нашей веры, ничего такого у нас нет и не может быть [5, с. 11-12].
 
Образование
 
С позиций сегодняшнего дня очевидно, что целью, содержанием и результатом деятельности национальной системы общего образования является человеческий и социальный капитал граждан страны.
Однако такое ясное, простое и глубокое определение сформировалось не сразу и с огромным трудом. Например, в  советской четырех томной Педагогической энциклопедии середины 1960-х годов утверждается, что "Образование процесс и результат усвоения систематизированных данных, умений и навыков" [4, том  3, с. 141].
 
В Законе РФ "Об образовании" от 1992 г. [1] образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1]. Это определение оставлено неизменным и в редакции Закона от 1996 года [6]. То есть мы видим, что законодатель различает в образовательной деятельности два основных момента - обучение и воспитание.
В широком смысле слова, образование обычно понимается как - процесс или продукт «… формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому (между поколениями)» [7, p. 20-21].
Некоторые образование определяют как  целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.
Согласно Интернет-Энциклопедии "Википедия", в обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.
Наконец, с некоторым оттенком  юмора утверждается, что образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
Несмотря на весь разброс приведенных определений, они позволяют все же выделить основные компоненты образовательного процесса:
 
-информирование,
-просвещение,
-обучение и
-воспитание.
 
Обращает на себя внимание отсутствие четких формулировок цели, содержания и результата деятельности национальной системы образования во всех приведенных выше текстах. Поэтому данное нами определение мы считаем необходимым и достаточным. Следует к нему лишь добавить, что под человеческим капиталом мы в настоящей работе понимаем неразрывное системное единство шести основных его компонентов:
 
-физическое здоровье,
-психическое здоровье,
-социальное здоровье,
-критическое мышление (картина мира),
-творческая интуиция (мировоззрение) и
-совесть.
 
Существенно и принципиально, что в настоящей работе мы операционально определяем личность человека как его человеческий капитал. Здесь мы утверждаем также, что все шесть компонентов человеческого капитала  в процессе  образования формируются и развиваются процедурами информирования, просвещения, обучения и воспитания.
 
Информирование
 
Вечно известная способность человека впитывать в себя любую информацию некритически, посредством внушения играет огромную роль  в образования из несмышленого и беззащитного ребенка зрелого гражданина страны. Когда мы говорим, что образовательный процесс в школе включает в себя несколько основных компонентов, естественно возникает вопрос о "процентовке" их в суммарной активности ребенка - как по времени, так и по влиянию на эффективность образовательного процесса.
Практически у каждого ребенка в московской школе есть теперь сотовый телефон. Он занимает массу времени, он непрерывно "орошает" ребенка всевозможной информацией. Хорошо это или плохо? Это техническое новшество ускоряет или замедляет формирование и  развитие человеческого капитала? Во всяком случае, это необходимо исследовать. В некоторых школах, за время одной перемены по общему радио передаются десятки всевозможных объявлений, которые отнимают у школьника возможность отдохнуть, сосредоточиться. Подумать о прошедшем  только что занятии и подготовиться к следующему. Все ресурсы школьника необходимо тщательно учитывать и очень бережно их расходовать.
Наконец, надо признаться, что на некоторых уроках происходит не просвещение, не обучение, не воспитание, а только информирование?  Безусловно, информирование происходит и вне школы - на улице, в СМИ, в  детских "тусовках" ... Как это информирование сказывается на эффективности школьного образовательного процесса?
Авторитарное государство, как известно, в целях собственного функционирования и контроля над всеми сферами общественной жизни создает специальный информационный инструментарий. Важнейшее место в этом инструментарии наряду с партией и её организациями, репрессивными органами занимают средства массовой коммуникации. В отличие от демократического общества, где средства коммуникации выполняют, прежде всего, функции информирования, в авторитарном государстве они превращаются в аппарат пропаганды, не всегда способствующий позитивному воспитанию подрастающего поколения.
 
Просвещение
 
Интересно, что в четырехтомной "Педагогической энциклопедии" 1960-х годов [4] статья про любую страну строится так: сначала краткая географическая и историческая справка в несколько строк, а затем идет собственно вся статья про систему образования в этой стране с заголовком «Просвещение». То есть  термин "Просвещение" используется вместо  термина  "Образование". И это – как нечто само собою разумеющееся. Что касается термина «Просвещение», -  в энциклопедии вообще нет такой специальной статьи! –  [4, том 3, с. 543, где она должна была бы быть по алфавиту].
Просвещение иногда бывает и не совсем истинным, и даже ошибочным. Историческим примером может служить деятельность французских  просветителей 18-го века. Они решали тогда вполне прагматичную прикладную задачу - освободить буржуазию от власти клира и государства. Задача эта давно решена (правда, в России мы теперь стремительно движемся назад, в глубины прошедшей истории). Давно пора произвести соответствующую деидеологизацию и вернуть в научный оборот философию религии, теологию и саму религию в общий культурный оборот общества, поскольку любая мысль и любое человеческое действие содержат в себе "разрыв", преодолеваемый только средствами веры.
После развала Советского Союза слово "просвещение" исчезло в России совсем. Однако, в случае школьного образования о просвещении забывать нельзя, поскольку совершенно очевидно, что оно во все большей степени вытесняет из школы и обучение, и воспитание. Чтобы судить об этом объективно, необходимо точно определить сам термин. В школе на ребенка обрушивается мощный поток информации. Как правило, дети быстро к этому потоку привыкают и пропускают всякую ненужную информацию "мимо ушей". Но все равно в память что-то западает (при этом  ресурс памяти ребенка может уменьшиться). Информация  превращается в знание, если ребенок активно, избирательно к ней отнесется,  совершит определенное психическое усилие, постарается соотнести её с уже имеющимися у него знаниями, критически оценить её и инкорпорировать в свою картину мира. Только и именно такой процесс мы называем просвещением. Но в таком понимании оно вступает в неявное, но очень существенное противоречие с традиционно понимаемым процессом  школьного обучения. В самом деле, официальная педагогика ставит своей целью сформировать в голове ребенка систему знаний. Сам же ребенок интуитивно стремится к построению собственной картины мира. Понятно, что искусственно подобранная чиновниками Минобра "система знаний" психологически чужда ребенка и будет незамедлительно "вымыта" из памяти учащегося. Останется на всю жизнь только картина мира, которая и будет определять поведение человека. Так может быть, надо вещи называть собственными правильными именами и признать, что одной из главных целей школьного образования является не формирование чуждой психике ребенка "системы знаний" с помощью "обучения", а оказание ему всевозможной помощи в формировании и развитии необходимой части его прирожденной психики - картины мира - методами просвещения?
Кстати, первым учреждением для управления образованием в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, образованная в 1782 году и двадцатью годами позже ставшая частью Министерства народного просвещения, образованного манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». К его ведению манифестом были отведены: типографии частные и казенные, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов. В 1817-1824 годах Министерство народного просвещения было частью Министерства духовных дел и народного просвещения, создание и существование которого тесно связаны с деятельностью министра князя А.Н. Голицына. В 1863 году была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная принятым 18 (30) июня 1863 года «Учреждением Министерства народного просвещения». Согласно нему центральный аппарат министерства состоял из Совета министра, Департамента народного просвещения и Ученого комитета.
31 мая (13 июня) 1904 года была проведена ещё одна реорганизация Министерства народного просвещения. В состав его центральных учреждений теперь входили Совет министра, Департамент народного просвещения, Департамент общих дел, Ученый комитет, а также Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсульская часть, Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения. История Министерства просвещения продолжилась и в советское время.
Вопрос о возвращении теории и практики просвещения в школу становится  весьма актуальным в связи со сравнительно новым фактом стремительного устаревания знаний. Какой смысл имеет обучение, создающего чуждую для психики ребенка "систему устаревающих знаний"? Не более ли осмыслено создать и совершенствовать такую систему просвещения в общем среднем образовании, которое бы помогало каждому ребенку индивидуально выстраивать свою собственную картину мира, без которой ни один человек жить не может? Во всяком случае, взрослеющему ребенку не все знания нужны, а только те, которые необходимыми структурными "кирпичиками" ложатся в его индивидуальную картину мира. только они и останутся в его памяти на всю жизнь, все остальные "знания"  просто забудутся.
"Плодом просвещения" является очень важный компонент человеческого капитала (то есть личности человека) "Критическое мышление (картина мира)". Совершенствуя образовательную процедуру "просвещение", мы можем самым непосредственным образом формировать и развивать человеческий потенциал молодого поколения. Надо ли доказывать, что существующее понимание образовательной процедуры "обучение" не формирует ни критического мышления, ни  присущей психике ребенка  индивидуальной картины мира?
 
Обучение
 
Под обучением обычно понимают процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. В процессе обучения, якобы, реализуются цели образования, совершается отбор содержания образования и методов обучения. Задача обучения в школе – не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека. Обучение является одной из сторон воспитания как широкого социального явления [4, т. 3, - с. 153].
Если признать оправданным введение в качестве образовательной процедуры "просвещения", то следует существенно потеснить объем образовательной процедуры "обучение". По-видимому, обучение  формирует специальные знания (то есть не входящие в картину мира ребенка) о конкретных действиях и видах работ, формирует и развивает умения и навыки выполнения (зачастую автоматического) этих действий и работ. они становятся привычками обыденного поведения человека и в этом смысле играют важную роль во всей его жизни. Присмотревшись внимательно, мы невольно заметим, что все виды обучения детей сохраняют изрядную долю обычной процедуры дрессировки с использованием различных "кнутов" и "пряников".
Естественно признать, что на самых ранних стадиях развития ребенка обучение является единственной адекватной образовательной процедурой. Впоследствии, когда у ребенка формируются высшие психические функции, основными образовательными процедурами становятся просвещение и воспитание. Почти все результаты обучения, понимаемого как дрессировка, утрачиваются со временем, забываются, как это всегда случается с обучением иностранному языку, если полученные навыки постоянно не тренируются (поэтому методологически ошибочно обучать иностранному языку, правильно - создавать новую языковую личность). И все же обучение играет огромную роль в создании человеческого потенциала, поскольку, будучи оптимально организованным, оно позволяет ребенку  в кратчайшие сроки преодолеть стадию примитивного детства и вступить в сознательную жизнь.
 
Воспитание
 
Под воспитанием обычно понимают  процесс целенаправленного формирования личности. То есть – сознания и поведения, всестороннего развития личности, активных и сознательных членов общества. Воспитание, в широком смысле слова, якобы, включает в себя образование и обучение. В узком смысле – не включает [4, т. 1, с. 384]. Без воспитания в широком смысле слова человеческое общество не может развиваться. Поэтому на всех этапах истории человечества воспитание занимает большое место в жизни общества. Вместе с прогрессом общества развивается и воспитание. Школы, независимой от общества, нет и не может быть.
В советское время утверждалось: «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое …» [2, т. 31, с. 259]. Тогда же официально признавалось, что воспитание играет ведущую роль в индивидуальном развитии человека, поскольку содействует физическому, умственному и нравственному развитию личности. Личность человека, его духовный и моральный облик формируется прежде всего в процессе воспитания [4, том 3. - С. 386]. Заметим, что такие декларации советской педагогики хорошо согласуются с нашим утверждением о том, что основными компонентами человеческого потенциала (и человеческого капитала, - после превращения человеческого потенциала в человеческий капитал посредством образовательной процедуры капитализации) являются именно здоровье. интеллект и совесть.
Существуют два понимания связи воспитания с развитием ребенка. Согласно одному из них  [4, том 1, 1964. - С. 389-390], поступая в школу, ребенок включается в учебную деятельность, которая, в отличие от игры, представляет собой выполнение последовательно усложняющихся обязательных заданий [4, с. 391].  При этом развитие личности характеризуется, как писал И.М. Сеченов, теми «умственными переворотами», которые происходят в голове ребенка, когда он научается говорить, читать, писать, считать, овладевает знаниями. Личность развивается как единое целое, отдельные стороны которого взаимно связаны и взаимно влияют одна на другую, как система, которая, по выражению И.П. Павлова, в высочайшей степени сама себя регулирует и совершенствует. Процесс её развития – это «самодвижение», совершающееся по своим внутренним законам. В нем имеется строгая и необратимая последовательность стадий.  Характер связи воспитания и развития – сложен и противоречив. Развивает то воспитание [4, с. 392], которое пробуждает активность детей, инициативу, самодеятельность, обеспечивает «самодвижение» каждой растущей личности, вызывает у неё стремление к самоусовершенствованию, к самовоспитанию [4, с. 393].
Согласно другому взгляду, которого придерживаемся  и мы, воспитание ребенка осуществляется как самовоспитание в процессе его трудовой деятельности (то есть всякое воспитание является трудовым). Известно, что трудом называется такая деятельность человека, которая создаёт сразу, одновременно две стоимости - внешнюю трудящемуся человеку (то есть товар на один из имеющихся общественных рынков), и другую, внутреннюю - прирост  личности трудящегося, (то есть увеличение стоимости его человеческого потенциала).
Труд существенно отличается от работы, являющейся отчужденным вариантом труда, тем, что в процессе работы человеческий потенциал не создается, а разрушается. Поэтому принципиальной задачей любой оптимально организованной системы образования является исключение из жизни ребенка работы и насыщение ей трудом, посильным для него. Подобно тому, как дерево растет "изнутри" (садовник может только оптимизировать условия для этого роста), личность человека тоже растет только "изнутри" (воспитатель может только оптимизировать условия такого роста), причем происходит это только тогда, когда человек свободен. Всякая несвобода, всякое принуждение превращает труд (в процессе которого только и может расти личность человека) в работу (во время которой личность только разрушается).
Достаточно легко представить себе, как понимаемое таким образом воспитание, формирует пять основных компонентов человеческого потенциала - три вида здоровья и два вида интеллекта (см. выше). Сложнее обстоит дело с воспитанием самого драгоценного компонента человеческого потенциала и человеческого капитала - совести. Она возникает только как результат всестороннего развития личности, если угодно, как результат самой высшей и сложной, тонкой формы воспитательного творчества.
В целом, из всех форм  образовательных процедур, только просвещение и в еще большей степени воспитание формируют и развивают человеческий потенциал школьника, позволяют  преобразовать его в человеческий капитал, то есть капитализировать. Именно просвещение и воспитание позволяют школе создать тот продукт, который с нетерпением от неё ожидает современное российское общество - человеческий капитал.
Парадокс состоит в том, что то, что в современной российской школе считается основным  - обучение, на самом деле является дополнительным в образовании, а то, что сегодня рассматривается как  дополнительное - просвещение и воспитание, - на самом деле является основным. Понятно, почему это случилось исторически. Ведь еще полтора века назад большинство населения Европы и Америки не умели читать, писать и элементарно считать. И тогда основной образовательной процедурой стало, естественно, обучение.  Та же самая картина позже повторилась   в советской России - возникла задача ликвидации массовой безграмотности. И образовательной процедурой, которая помогла решить эту задачу, - опять стало обучение. Следующим этапом развития образования и в Европе, и в Америке, и в СССР стало, естественно, обязательное начальное общее образование, где основной формой оставалось обучение. И эта форма образовательной деятельности успешно справлялась с задачами, которые тогда стояли перед развивающейся промышленностью. Позже у нас возникли обязательные семи-, восьми-, 10- и 11-и летнее образование.
Индустриальное общество превратилось в постиндустриальное, информационное. Над всеми странами нависла угроза технологической безработицы, когда автоматы и машины вытесняют людей из всех отраслей материального производства, где совершается работа, а не труд. Сегодня для успешного социально-экономического развития любой страны нужна уже не просто рабочая сила, которую готовило обучение, а  люди с высоким человеческим капиталом, способные к творчеству, к духовному производству.
Но мы в России продолжаем упорствовать, настаивая на том, что обучение только  является адекватным видом образовательной деятельности. Увы, это больше не так. Долг всех участников современного образовательного процесса в России осознать, что стране нужен человеческий капитал, и сделать все необходимое во всех смыслах для того, чтобы наша современная новая школа стала единой гармоничной системой трёх основных образовательных процедур - обучения, просвещения и воспитания.
 
Литература:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании». от 10.07.1992 N 3266-1
2.Ленин В.И. Сочинения.
3."Однако, ...". Еженедельный журнал. 21/11/2011. #40 (104)
4.Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. – М.: «Советская Энциклопедия». 1 том. 1964. – 832 столб. с илл., 7 л. илл.
5.Сергейцев Т. О власти ценностей, которые живут дольше власти: Историческое государство должно быть свободным от политики // [Однако, #40. - С. 6-12].
6.Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Принят Государственной Думой          12 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации        5 января 1996 года.
7.Kneller, George F. Introduction to the Philosophy of Education. - New York: John Wiley and Sons, 1971.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Administrator (18.03.2012)
Просмотров: 916 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
"По нашему мнению, системный кризис современной России - это не про экономику и не про политику только, сегодня - это кризис базовых ценностей, на которых построена наша современная цивилизация, то есть то, что у нас осталось от советской цивилизации, поскольку о создании новой российской просто никто не хочет даже и задумываться".

Эта мысль прослеживается не только в учреждениях образования, но и во многих других социальных институтах. Семья как микросоциум показывает в наиболее выпуклых формах потребительское отношение к современному миру. Если не поступить в университет бесплатно - то уж платно все равно там окажешься; не сможешь выучиться и получить диплом - мы его купим; нет близких друзей - зато какая дорогая машинка (костюм, кроссовки); состарились бабушка с дедушкой - в доме престарелых для них созданы все условия. Создавать культуру ОБЩЕжития надо с рождения ребенка, а помещая его в социокультурное пространство, учить жить БЕЗусловно, то есть принимать человека потому, что он Человек, а не человек, одетый на рынке или магазине модной европейской одежды.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]