Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки |
Возникновение и развитие художественных школ в Херсонской губернии (вторая половина ХІХ – начало ХХ вв.) Автор: Гурич Зоя Владиславовна, Херсонский государственный университет
В контексте современных общеевропейских подходов к построению системы образования особенно актуальными становятся дисциплины художественно-эстетического цикла, сущность преподавания которых обусловлена культурным потенциалом общества, местом гуманитарных дисциплин в системе среднего образования, уровнем подготовки учителей. Для оценки современного положения художественного образования на Юге Украины и выявления тенденций его развития необходим ретроспективный анализ этапов становления и эволюции художественного образования, начиная с середины ХІХ века. Достижение успехов молодежи в сфере художественного обучения возможно при изучении традиций художественных школ Украины, истории украинской культуры. Критический анализ методов обучения поможет избежать ошибок и просчетов, даст возможность максимально использовать лучшие наработки и интегрировать их в современной системе обучения. История развития художественно-эстетического воспитания, педагогическое наследие украинских школ искусств раскрывается в трудах И. Зязюна, Л. Масол, И. Небесника, О. Рудницкой. Различной проблематике художественного образования на Украине посвящены работы таких современных исследователей, как В. Бутенко, И. Красюк, И. Малинина, Р. Шмагало. Вопросы теории и методики изобразительного искусства освещаются в исследованиях Н. Резниченко, Н. Ростовцева, В. Шпильчака и др. Отдельные аспекты развития художественного образования на территории Херсонской губернии раскрывают в своих работах Н.Левченко, Н. Сапак, А. Форостян, Н. Шушлянникова. Однако указанные исследователи лишь частично затрагивают вопрос эволюции и развития художественного образования края, рассматривают художественно-педагогическую деятельность отдельных деятелей искусства, не выявляя становления украинской художественной школы в целом. Поэтому цель нашей статьи – показать развитие художественного образования в Херсонской губернии в середине ХІХ – начале ХХ века. В середине ХІХ – начале ХХ века на территории Российской империи, в состав которой в то время входила Херсонская губерния, для преподавания в средних учебных заведениях таких предметов, как рисунок и черчение, были необходимы учителя, которые бы имели соответствующую подготовку. Ее осуществляли такие специализированные учебные заведения, как Петербургская академия искусств, Училище живописи скульптуры и зодчества при Московском художественном объединении, Строгановское центральное училище технического рисования и Петербургское центральное училище технического рисования барона Штиглица. Однако существующие учебные заведения не могли удовлетворить растущих потребностей средней школы. Следствием этого факта являются многочисленные художественные школы, появляющиеся на Украине в середине ХІХ – начале ХХ века. Прогрессивные инновационные тенденции, которые возникали в региональных художественных учреждениях, постепенно упраздняли монополию Петербургской академии искусств. Полученные в ходе собственной педагогической практики теоретические обобщения и методические инновации выдающихся педагогов Киева, Одессы, Харькова во многих аспектах опережали события в Петербургской академии искусств, становясь двигателем новых прогрессивных изменений во всей системе художественного образования. Методика обучения в таких школах нередко определялась как лучшая на конкурсах, которые устраивала Петербургская академия художеств среди средних учебных заведений России [1, 68-71]. Следует отметить, что многочисленные эксперименты в области искусства разных регионов Украины в составе Российской империи «при всей очевидной персонификации не создавали диссонанс, наоборот, представляли собой диалектично сформированный полифонический поток в одном русле» [2, 218]. Практически в каждом учебном заведении Херсонской губернии руководство заботилось о всестороннем развитии учеников, придавая особое значение изобразительному искусству. Не было исключением и Елисаветградское (совр. Кировоград) реальное училище, где начиная с 1870 г. существовали дополнительные вечерние занятия по рисованию и черчению. Для повышения эффективности учебного процесса на должность преподавателя рисования был приглашен выпускник Петербургской академии искусств Петр Крестоносцев (1837-1907), который организовал при училище так называемые «Рисовальные классы» или, как утверждал он сам, «Вечернюю рисовальную школу». О Елисаветградской вечерней рисовальной школе с восхищением писал распорядитель передвижных выставок художник П. Ивачев: «У них при Земском реальном училище прекрасная рисовальная школа, которая и не снилась Харькову. Учеников 60 душ… Учителем там академик Крестоносцев» [5, 29]. Программа вечерних рисовальных классов базировалась на основе программы, разработанной Н. Ге, И. Крамским, П. Чистяковым, поскольку П. Крестоносцев считал, что профессиональная подготовка позволит будущим художникам в дальнейшем поступить в Петербургскую академию искусств или в любое другое учебное заведение технического направления [6, 53]. 30 мая 1865 года Обществом Изящных Искусств была открыта Одесская рисовальная школа, о чем свидетельствует заметка в газете «Одесский вестник», в которой все желающие приглашались на открытие школы и организованную при ней выставку «предметов изящных искусств». Там же было указано, что плата за обучение составит 3 руб. в месяц, но будет работать и бесплатная воскресная школа и, что немаловажно, «в школу приглашаются также и дамы» [7, 3]. Поскольку Общество Изящных искусств было добровольной общественной организацией, состав которой постоянно менялся, менялся и объём пожертвований для школы. Поэтому она периодически испытывала материальные трудности. Поначалу приходилось арендовать помещения и при этом обеспечивать учебный процесс необходимыми условиями и наглядными пособиями. Первые учителя работали бесплатно. Несмотря на бедственное материальное положение школы, уже в первый год обучения количество учащихся достигло 190 человек, из них всего лишь 33 ученика платили за обучение. С каждым годом желающих учиться становилось больше; увеличивалось и количество предметов: лепка, анатомия, живопись маслом, история искусств. Наглядные пособия для школы поступали от огромного количества сочувствующих. Среди них были крупнейшие архитекторы Ф. Боффо, Л. Оттон, Ф. Гонсиоровский; известные в Одессе своей благотворительностью представители высшего света: Гагарины, Толстые, Маас, Манук-Бей. Городская таможня освободила ввозимые из-за границы гипсовые слепки и произведения искусства для школы от таможенных пошлин. Со временем школа начала устраивать выставки: в одном из документов за 1873 год указывается, что 195 работ от 159 учащихся отосланы на конкурс в Петербургскую Академию художеств, лучшие ученики награждались медалями. Так школа Одессы ежегодно доказывала свою самостоятельность и утверждала свой авторитет в обществе. Только в 1885 году она перешла в собственное здание, построенное благодаря участию городского головы Г. Маразли. 30 декабря 1899 года произошла реорганизация рисовальной школы в Одесское художественное училище, тогда же был утверждён устав и штат училища. В августе 1900 г. директором училища назначен А. Попов. Развитие шло не только в направлении административном, но и в методическом. В 1902 г. в программу училища было введено преподавание методики чистописания и рисования, что было сделано впервые. Это давало возможность ученикам, успешно окончившим курс училища, преподавать эти предметы в средних учебных заведениях. Кроме того, аттестат училища позволял выпускникам поступать в Петербургскую академию искусств без вступительных экзаменов. Главная роль в формировании педагогических традиций училища принадлежит художникам-педагогам К. Костанди и Г. Ладыженскому. Методика преподавания на двух отделениях – рисовально-живописном и чертежно-строительном – практически полностью была построена на работе с натуры. Курс обучения был рассчитан на 5 лет: в первых двух классах рисовали, с третьего класса к рисунку добавлялась живопись; к пятому классу деления на рисунок и живопись не было. Переход из одного класса в другой осуществлялся на основании выполненных работ [8, 15]. Необходимо отметить, что конкурсная система поступления в Одесское художественное училище повлияла на создание в городе многочисленных рисовальных классов, курсов, студий и школ. Самыми известными были курсы М. Манилама (1894), которые впоследствии были реорганизованы в рисовальную школу. На протяжении двух десятилетий не меньшей известностью пользовалась студия Ю. Бершадского (1907). В 1910 г. была открыта детская школа рисования и каллиграфии И. Ходорова. Учебные программы школ и студий были ориентированы на требования художественного училища. В Николаеве первым известным частным рисовальным учреждением стала школа художника А. Козакова (1899), которая в процессе подготовки учеников опиралась на программу, разработанную Петербургской академией искусств. Таким образом, выпускники были подготовлены к поступлению в высшие технические учебные заведения. В 1908 г. художником М. Винокуровым был открыт частный рисовальный класс, в котором ученики получали начальную художественную подготовку. Деятельность частных заведений способствовала открытию в 1913 г. Николаевской городской рисовальной школы, где преподавали известные художники-педагоги – А. Валевахин, Л. Инглези, В. Мурзанов [8, 17]. В Херсоне, начиная с 1911 г., действовали рисовальные классы Общества любителей изящных искусств, в которых преподавали известные в широких кругах общественности художники – А. Грабенко, Э. Бунцельман, Г. Литвинов, И. Феглер. В мае 1919 г. в Херсоне была открыта «Пролетарская художественная студия», которая имела в своем составе три мастерские рисунка и живописи, где работали педагоги-художники Э. Бунцельман, Г. Курнаков, А. Шовкуненко. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что почти каждый уездный город Херсонской губернии в середине ХІХ – в начале ХХ века имел ряд рисовальных классов, курсов, студий и школ, работа которых была направлена на получение учениками художественного, художественно-педагогического или технического образования. При этом каждому учебному заведению были присущи свои методы преподавания, которые в свою очередь, опирались на программу, разработанную педагогами-художниками Петербургской академии искусств. Таким образом, творческая переработка и адаптация методик с учетом учебных ресурсов, уровня подготовки учащихся и потребностей населения в образовательных услугах были характерны для выбранного периода исследования.
Литература:
|
|
|
|
Просмотров: 533 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |