Дошкольная педагогика - Педагогические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Четверг, 10.11.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Дошкольная педагогика
Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте диалога культур

Автор: Жукова Оксана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

Часть 1

Принцип структурного единства содержания обучения творчеству и культуры на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность педагога.
В связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию в подготовке учащихся дошкольного и младшего школьного возраста необходимо выделить такие тенденции, как гуманитаризация. Так как все компоненты содержания такого образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности (культуре), к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
В рамках предлагаемой концепции надо остановиться и на проникновении различных культур в творчество детей[1]. Основываясь на психологических и когнитивистских теориях, разнообразных культурологических концепциях, достижениях в области коммуникативистики, О.В. Чупина определяет следующие характеристики межкультурной коммуникации:
- многоплановость,
- информативность,
- гармоничное сочетание познавательной и практической деятельности,
- эмпатия,
- диалогичность.
При этом исследовательница отмечает, что наилучшие результаты в развитии творческих способностей детей «средствами межкультурной коммуникации достигается при включении каждого учащегося в различные виды межкультурной коммуникации при адекватности выбора ее форм и методов».
В свою очередь, В.П. Фурманова выделяет несколько особых типологических характеристик межкультурной коммуникации:
- взаимодействие культур, осуществляемое в определенном пространстве и времени, когда эти взаимодействующие культуры вступают в диалог, и происходит их актуализация, в результате которой проявляется общечеловеческое и специфическое каждой культуры как системы;
- взаимодействие культур, эксплицирующих тип личности, несущей конкретное историческое содержание той или иной эпохи, что позволяет осмыслить временные ценности и глубинную человеческую сущность;
- взаимодействие культур, которое получает свою экстериоризацию через язык и вербальное содержание, создающее специфическую картину мира [13].
При этом Царева М.А. отмечает, что факт наличия коммуникации между представителями двух культур не означает автоматического возникновения культурного диалога и межкультурной коммуникации. «Возникновению полноценного диалога культур препятствует стремление каждого из участников коммуникации интерпретировать другого в рамках и терминах своей культуры... Для организации действительного диалога и подлинной межкультурной коммуникации возникает потребность в культурном посреднике, который позволил бы «снять» межкультурное напряжение и провести обмен культурными ценностями, ведущий к взаимному обогащению культур. Таким посредником Царева М.А. считает «образ одной культуры в глазах другой» [14]. На этом основании можно предположить, что формирование атмосферы межкультурного взаимодействия в учебном процессе должно стать ключевой доминантой российского образования дошкольников и младших школьников.
Для достижения вышеобозначенной цели на современном этапе актуально способствовать реализации интегрирующего подхода в исследованиях по межкультурной коммуникации.
Так, диалектическую парадигму межкультурной коммуникации представляют работы И.Э. Клюканова. Их суть сводится к следующему. В частности, исследователь трактует позитивистский подход к коммуникации как линеарный, или механистический, который хоть и поднимает большое количество тем, однако не всегда может раскрыть суть межкультурной коммуникации через четкие принципы. Исходя из этого, И.Э Клюканов выделяет именно системный подход как доминирующий в теории межкультурной коммуникации. «В системном подходе коммуникация понимается как целостный интерактивный процесс между культурами. Задача такого подхода – не изолированное использование принципов межкультурной коммуникации (ценностей культур, власти и т.п.), а связное видение роли культурных переменных в процессах межкультурных взаимодействий»[6]. Такой подход, характеризуясь большей эпистемологической ценностью, экспланаторностью и гуманистической ориентированностью, в последние годы является наиболее адекватным с научной точки зрения.
В качестве цели обучения творческому процессу при этом рассматривается поиск механизма «превращения многообразия культур из фактора, препятствующего культурному диалогу, в средство взаимного понимания и обогащения, в инструмент творческого развития социально активной и самостоятельной личности»[ 6, С.9-10].
Поэтому развитие творческих способностей детей на занятиях по конструированию необходимо рассматривать в контексте диалога культур, неоднократно подчеркивая, что ориентация на формирование потенциальных субъектов диалога культур – учащихся, должна стать методической доминантой на современном этапе.
Для того, чтобы определить сущность творческого обучения учащихся, необходимо остановиться на рассмотрении некоторых общедидактических принципов, с учетом которых и была разработана данная концепция.
Принцип дидактической культуросообразности
Вопрос самоопределения личности в развитии творческих способностей ребенка всегда означает альтернативный выбор из нескольких вариантов деятельности. При этом важно, что конечный результат любой системы образования – введение учащегося в мир культуры, то есть эффективное взаимодействие субъекта с культурой. Поэтому принцип культуросообразности становится ценным показателем качества современного обучения. Примером сказанному может послужить книга «Культурология образования», где Крылова Н.Б. указывает на необходимость рассматривать педагогическую деятельность как сложный культурный... процесс, имеющий свои внутренние нормы и принципы [7].
В качестве составляющих такого процесса можно выделить:
1) ценностное осмысление получаемых знаний и умений;
2) творческий подход к их практической реализации;
3) актуализация самообразовательной деятельности.
Объединяет эти элементы педагогической деятельности то, что все они апеллируют к личности обучающегося как к субъекту культуры.
Методический принцип дидактической культуросообразности, существующий в теории и методике обучения творческим способностям детей на уроках труда, касается вопроса ознакомления учащихся с разнообразными формами творческой деятельности. Цель данного принципа в процессе создания поделок – формирование у детей относительно целостного представления об изучаемой действительности и избегание построения ложных стереотипов и обобщений [12].
То есть, процесс творчества на занятиях труда должен протекать как бессознательный акт, нацеленный на создание чего-то ранее известного, однако нового для сознания отдельного ребенка. По своей сущности эта идея впервые появилась в трудах Д. Локка, который выступил против теории "врождённых" идей, утверждая, что душа ребёнка – это tabula rasa, то есть "чистая доска" (Локк Дж., 1960).
Принцип культуросообразности тесно связан с принципом природосообразности. Ещё Дистервег сделал выводы, что состояние культуры каждого народа следует рассматривать в её естественном историческом движении. Относительно уроков труда можно отметить, что в формировании практических умений и творческих способностей детей необходимо ставить перед собой цель свободного развития внутреннего потенциала личности и последовательного воздействия на организацию образовательно-воспитательного процесса в контексте культуры.
Условия реализации принципа культуросообразности:
1) обеспечение современного образования потенциалом для формирования и развития личности ребенка на занятиях труда;
2) нацеленность на развитие креативных способностей и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективной технологии творческой работы детей с разными материалами на уроках труда;
3) разработка разнообразных рефлексивных приёмов занятий, в результате которых ребенок с помощью учителя осваивает модели для самореализации в практической, духовно-деятельностной и динамической формах;
4) введение учащихся в мир ценностей, обеспечение научными знаниями и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
1) педагогический гуманизм (отношение к ребенку как к субъекту учебно-воспитательного процесса, способного к культурному саморазвитию и самоизменению);
2) педагогическое посредничество (роль педагога как посредника между учащимся и культурой: вводит ребенка в мир культуры, оказывает ему помощь и поддержку в индивидуальном самоопределении в сфере культурных ценностей);
3) педагогический культурно-образовательный топос (школа как целостное пространство, где воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события и осуществляются творения культуры).
Принцип сезонности
На занятиях по конструированию очень важно учитывать принцип сезонности, который заключается в подборе материалов, отражающих определенное время года. Так, дети могут выполнять аппликации на осеннюю тематику из сухих листьев клёна, соломы, каштанов, желудей, орехов и т.п.
Современный урок труда – это искусство создавать что-то с минимальными затратами. Здесь нужно придерживаться следующих сопутствующих принципов:
1) использование только свежих материалов для создания разного рода поделок;
2) использование экзотических материалов наряду с привычными (ракушек, моллюсков, засушенных морских водорослей и т.п.);
3) стремление сохранить первозданный вид материала, не изменяя его до неузнаваемости.
Принцип систематичности
Этот принцип впервые был научно обоснован Коменским Я.А. в «Великой дидактике», считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным [5].
Применительно к занятиям труда, под систематичностью подразумевается концентрическое усвоение материала, которое проявляется в организации и последовательном усложнении техник работы с различными материалами («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность в развитии творческих способностей детей.
Следуя этому принципу, очень важно у каждого ребенка развивать такую особенность мышления, как системность. Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, то есть связей между изучаемыми явлениями и предметами. Это значительно помогает ребенку сориентироваться в выборе различных материалов при создании поделок.
При создании разного рода аппликаций, коллажей и т.п. важно также учитывать межпредметные связи, то есть необходимо выделять так называемые «сквозные объекты». К таким объектам относятся наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, создание поделок на сказочную тематику как нельзя лучше представляет интеграцию уроков труда и уроков литературы). Также должны осуществляться межпредметные связи между занятиями черчения и трудового обучения. Так, цель обобщающего урока труда может быть следующей: в игровой форме повторить и закрепить полученные знания по выполнению и правилам оформления чертежей. Отсюда становится понятной необходимость разработки авторской концепции и методического обеспечения технологии непрерывного развития практических умений и творческих способностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Следует отметить, что реализация принципа систематичности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между тематическими блоками на занятиях труда с учетом особенностей разных ступеней школьного обучения (начальной, основной и средней). То есть, вновь изучаемый детьми материал каждый раз должен базироваться на опорных знаниях и практических умениях.
Закономерности принципа систематичности:
1. Порядок планирования учебной работы влияет на реализацию преемственности и установление ассоциаций в процессе развития творческих способностей детей на занятиях труда. В связи с этим практические занятия на формирование и закрепление определенных навыков целесообразно проводить только после изучения теоретического материала. Это позволяет комплексно усваивать учебный материал посредством опоры на ранее усвоенные знания.
2. Учебный материал характеризуется цикличностью и последовательностью. Поэтому учитель, не смотря на ограничение рамками программы или количеством часов, не должен переходить к изучению последующей темы, если он не уверен, что усвоена предыдущая.
3. Обучение, направленное на развитие творческих способностей, носит опережающий характер. Согласно этому на каждом уроке труда при изучении нового учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего с целью интенсивного формирования практических умений.
4. Качество обучения на занятиях труда зависит от систематичности повторения изученного материала. Однако следует подчеркнуть, что повторение – это не только репродуктивное воспроизведение пройденного или копирование картинок с книжек-мастерилок при создании поделок, но и рассмотрение учебного материала с новых позиций, стремление связать его со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п.
5. Практическая деятельность детей по созданию различных поделок играет большое значение для реализации принципа систематичности. Так как это позволяет учащимся применять теоретические знания в практической деятельности, интенсивно развивая при этом их творческие способности.
Принцип оптимизации
При реализации данного принципа имеется ввиду эффективность, или связь между целями и результатами обучения детей на уроках труда. Этот принцип касается функционирования и оптимизации многих факторов, которые оказывают непосредственное или косвенное воздействие на дидактический процесс. К таким факторам можно отнести:
- методы и приёмы работы педагогов и детей,
- требования учебной программы по трудовому обучению,
- теоретические знания и практические умения учащихся,
- уровень интеллектуального развития,
- возрастные особенности детей,
- уровень педагогического мастерства учителей,
- влияние семьи и окружения.
Принцип оптимизации обучения детей ручному труду предполагает учёт следующих критериев:
1) преемственность в образовательном процессе – развитие творческих способностей и практических умений детей с учетом межпредметных связей трудового обучения и таких предметов, как черчение, литература, биология и т.д.;
2) соответствие индивидуально-психологическим особенностям обучающихся – обучение детей ручному труду с учетом когнитивных стилей коммуникации;
3) уровень владения способами создания поделок из различных материалов и время, затраченное на их изготовление, сформированность трудовых компетенций.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Administrator (19.11.2011)
Просмотров: 1814 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо автору за статью. Концепция диалога культур своими принципами очень схожа с теориями развивающего обучения (отличен фактор ориентации на межкультурные коммуникации). Воспитание толерантности - важное качество современного ребенка. Больше 2-х лет работаю с дошкольниками, интересно наблюдать, как, если позволите так сказать, изменяется преемственность знаний сегодня: детки 5 лет могут забывать цифру 5, но знать все десятки и складывать их; вспомним, как сегодня наученные этому дети от 3-х лет собирают сложные пазлы, а оригами осваивают еще в дошкольном периоде. Расстраивает то, что, по моим наблюдениям, все, о чем написано в статье, включая личностно-ориентированную направленность , реализуется лишь в специализированных учреждениях (например,школах раннего развития).

1  
Статья носит скорее реферативный характер, но но очень глубоко раскрывает сущность описываемого вопроса.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]