Теория и история государства и права; история политических и правовых учений - Юридичесике науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Вторник, 04.04.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Юридичесике науки

Теория и история государства и права; история политических и правовых учений
Развитие взглядов по правам человека в XVII-XVIII веках в Бухарском ханстве Узбекистана
 
Автор: Атаулло Камола Нусратуллаевна, стажер-исследователь-соискатель кафедры «История государства и права» Ташкентского государственного юридического института Республики Узбекистан
 
Как только появляется Общество, человечество стремится к его прогрессу. На этом поприще человечество ведет непрерывную борьбу с целью создания централизованного государства, справедливого общества, в общем, на пути мирной и благополучной жизни. Для создания и реформирования совершенного государства и общества многие философы, ученые и мыслители выдвигали свои идеи и взгляды. Мы не преувеличим, если скажем что в основе их идей лежат стремления и чаяния всего человечества. Данные идеи и взгляды оттачиваются по истечении времени и, в конце-концов, возвышаются до уровня учений. А политико-правовые учения составляют основу развития государства и общества. И политико-правовая идея, в результате развития государства и общества, превращается в закон. Ведь нельзя представить развитие государства и общества без идей. Не зря XXI век признан ныне как век идей. Потому что сегодня идея превратилась в оружие и служит в качестве средства борьбы. Если говорить словами нашего Президента Ислама Каримова, "С идеей можно бороться, спорить только вооруженным идеей, с мыслью – только мыслью, с невежеством – только просвещением. Каждый человек, каждый гражданин должен правильно и полностью осознать данное высказывание. Потому что, если у Общества и его граждан не будет твердой и ясной идеологии, не будет определенной и точной цели, данное общество потерпит крах. Говоря о цели и идее, будет уместным, если я повторю одну ранее ранее высказанную мысль. Цель – это флаг, объединяющий и ведущий народ, нацию. Этот флаг – великая сила, объединяющая дух, гордость, а если надо, силу и чаяния всего узбекского народа. Цель нашего государства, народа и края должна привлекать всех нас своим величием, жизненностью и действительностью. Пусть эта цель сделает народ – настоящим народом, нацию – нацией и превратится в наших руках в непреодолимую силу”.[i]
Начало XVII и до середины XVIII века в истории Бухарского ханства в Узбекистане признаны как период правления династии Аштарханиев. Развитие государства и общества этого периода, общественно-политическая ситуация, уровень жизни народа нашли свое отражение в политико-правовых взглядах мыслителей того времени. В идеях того периода, как и во все времена, нашли отражение вопросы формирования развитого справедливого общества и организации в нем справедливого правления, идеи реформирования государства, и в конечном итоге, достижение благосостояния народа.
Один из великих мыслителей периода Аштарханиев Ходжа Самандар Термизи в своем произведении " Дастур ул-мулук" («Назидание государям») излагает свои мысли и взгляды о правилах правления государством, в частности, о справедливом и несправедливом правлении, о долге, обязанностях и задачах, которые должны соблюдать правители. Данное произведение касается не только правителей, но хакимов и должностных лиц, являющихся представителями местной власти, в общем, направлено на всех руководителей, и несомненно, что оно будет служить как духовное и правовое пособие в их деятельности.
"Дастур ул-мулук" является интересным памятником литературы Средней Азии XVII в. Он представляет интерес не только как произведение этико-дидактической литературы, но имеет важное значение как исторический источник, в котором нашли отражение важнейшие события, происходившие в Бухарском ханстве в последней четверти XVII в.[ii]
Мнение Ходжа Самандара Термези о том, что невозможно обвинять человека основываясь на подозрения, нельзя считать его виновным, спешить наказывать и выносить приговор[iii] до тех пор пока действительные обстоятельства дела не будут уточнены доказательствами, фактами и документами, совпадает с принципом презумпции невиновности. Презумпция невиновности гражданина – предположение об отсутствии вины гражданина, привлеченного к ответственности, иными словами, предположение человека невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в законном порядке.[iv] Это мнение отражено в части 1 статьи 26 Конституции Республики Узбекистан: "Каждый, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».
Презумпция невиновности закреплена в статье 26 Конституции Республики Узбекистан, содержание которой можно увидеть в следующем:
1)   Человек считается невиновным до тех пор пока его вина не будет доказана;
2)   Доказательство вины подозреваемого, обвиняемого или подсудимого осуществляется уполномоченным государственным органом, т.е. лицо не обязано доказывать свою невиновность;
3)   Если все подозрения не будут доказаны, они будут решены в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;
4)   Лицо признается виновным лишь по приговору или решению суда и может быть привлечено к ответственности, предусмотренной законом.[v]
Принцип презумпции невиновности отражен во 2 части статьи 4 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан: Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Вышеуказанная идея Ходжа Самандара Термези также отражена в статье 9 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан в "принципе ответственности за вину”. Согласно статье, Принцип виновной ответственности предусматривает не только определение вины субъекта, совершившего общественно опасные деяния, но и доказательство его вины в установленном законом порядке. Факт признания обвиняемого своей вины на суде или во время следствия может служить основанием лишь в том случае, если этот факт будет доказан объективными доказательствами, собранными по делу и проверенными на суде. Данное обстоятельство исходит из статьи 463 УПК РУз, предусматривающей то, что приговор обвинения не основывается на предположениях. При этом доказательство должно осуществляться при полном соблюдении закона. Несоблюдение данного требования показывает недоказанность вины и невозможность привлечения к уголовной ответственности лица, не совершившего преступление. Принцип презумпции невиновности соответствует таким авторитетным международным актам в сфере прав человека, как Всемирная декларация по правам человека (статья 11), Европейская конвенция о правах человека и защите его свобод (часть 2 статья 6).Презумпция невиновности основывается на общепризнанные нормы поведения, согласно которым никто не может быть признан виновным до тех пор, пока иное обстоятельство не будет доказано. Презумпция невиновности не выражает личное мнение судьи, следователя, прокурора, а считается объективным правовым положением.[vi]
Согласно пункту 1 статьи 463 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Узбекистан, "Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. В основу обвинительного приговора должны быть положены достоверные доказательства, полученные в результате проверки всех возможных по делу обстоятельств совершения преступления, восполнения всех обнаруженных в материалах дела пробелов, устранения всех возникших сомнений и противоречий».
Такая презумпция впервые была изложена и закреплена в законах великой французской буржуазной революции.[vii] Самые первые важные исторические документы, принятые на первом этапе революции – это "Декларация прав человека и гражданина” от 1789 года и Конституция 1791 года. 26 августа 1789 года Учредительное собрание США приняло "Декларацию прав человека и гражданина” на основе "Декларации независимости”. В статье 7 декларации отмечено: "Никто не может быть обвинен, заключен и задержан помимо обстоятельств, указанных законом, кто будет обвинен и задержан по закону, тот должен подчиняться беспрекословно”. А в статье 9 говорится: "Если виновность кого-нибудь не будет доказана, но будут предприняты строгие меры, данное обстоятельство будет строго наказано по закону”.[viii] Хотя, принцип Презумпции невиновности был отражен в произведении Ходжи Самандара Термези "Дастур ул-мулук” («Назидание государям») намного раньше, еще в 1695 году. Наверняка причиной того, что Ходжа Самандар Термези пришел к такому выводу послужило то, что он некоторое время работал в должности казия или в управлении казиев. Возможно, в течение своей деятельности он выдвигал свои взгляды опираясь на свой жизненный опыт.
Одним из крупных ученых правоведов и философов того времени был Муҳаммад Шариф Бухари. До нас дошли более двадцати его произведений. Произведение автора, посвященное его общественно-политическим и правовым взглядам, называется "Китоби фавоиди хоконийа” ("Книга полезных советов Хакану”). Одно из правовых произведений Мухаммада Шарифа Бухари – называется "Бобул-васийя бис-сулс" – "о завещании одной третьей части имущества”. Произведение написано в Бухаре. Год создания неизвестен. Единственная копия рукописи, дошедшая до нас, переписана в 1885 году.Статья посвящена завещанию об имуществе. По мнению автора завещание бывает 4-х видов: 1) завещание более одной третьей части имущества; 2) завещание на одну третью или меньшую часть; 3) завещание на все наследство; 4) лишение одной части наследства или завещание на другую часть наследства.[ix]
5-раздел Гражданского Кодекса Республики Узбекистан посвящен вопросам наследственного права, в 1112 статье говорится: «Наследование осуществляется по завещанию и закону. Наследование по закону имеет место, когда завещание отсутствует либо определяет судьбу не всего наследства, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом».
В заключение следует отметить, что наши предки – великие мыслители и деятели выдвигали такие политико-правовые идеи и взгляды, которые сегодня закреплены на конституционном уровне. В их политико-правовых учениях отражены взгляды, связанные с развитием государства и общества, а также благосостояния народа. И сегодня, спустя несколько веков, благодаря независимости сбываются их чаяния и мечты. С первых дней независимости мы поставили перед собой цель создать правовое государство и справедливое общество, можно сказать, что наш народ стремительными шагами идет к поставленной великой цели. Несомненно, что учения наших великих предков служат основой для достижении нами данной цели и выполняют для нас программу действий. Актуальной задачей для нас, т.е. для молодого поколения сегодня является изучение, исследование и внедрение этих идей и, таким образом, обогащение правового самосознания нашего народа.
 
Литература:
1.И.А. Каримов. Свое будущее мы строим своими руками. 7-том. Т.: "Ўзбекистон". 1999. 88-89-с.
2.Ходжа Самандар Термези. Дастур ал-мулук. (Назидание государям). Факсимиле старейшей рукописи перевод с персидского, предисловие, примечания и указатели М.А.Салахетдиновой. Москва. " Наука”.1971.
3.Ходжа Самандар Термези. Дастур ул-мулук. (Назидание государям). Перевод с фарси, автор предисловия и комментариев Жаббор Эсонов. Т.: " Шарк”. 2001.
4.З.М.Исломов. Теория государства и права. Т.: Адолат.2007. 906-с.
5.Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Коллектив авторов. Ответственный редактор Азизходжаев А.А. Т.: " Узбекистан”. 2008. 134-с.
6.М.Х.Рустамбаев. Комментарий к уголовному кодексу Республики Узбекистан. Ташкент. ILM ZIYO. 2006. 29-с.
7.З.М.Исломов. Теория государства и права. Т.: Адолат.2007.907-с.
8.Х. Муҳамедов. Конституционное развитие Франции в новый период. Учебное пособие. Т.: ТГЮИ. 2004. 11-12-с.
9.Нуритдинов М. Юсуф Қорабоги и общественно-философское мнение Средней Азии в XVI-XVII веках. Т.: Фан. 1991.


[i] И.А. Каримов. Свое будущее мы строим своими руками. 7-том. Т.: "Ўзбекистон". 1999. 88-89-с.

[ii] Ходжа Самандар Термези. Дастур ал-мулук. (Назидание государям). Факсимиле старейшей рукописи перевод с персидского, предисловие, примечания и указатели М.А.Салахетдиновой. Москва. " Наука”.1971.

[iii] Ходжа Самандар Термези. Дастур ул-мулук. (Назидание государям). Перевод с фарси, автор предисловия и комментариев Жаббор Эсонов. Т.: " Шарк”. 2001.

[iv] З.М.Исломов. Теория государства и права. Т.: Адолат.2007. 906-с.

[v] Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Коллектив авторов. Ответственный редактор Азизходжаев А.А. Т.: " Узбекистан”. 2008. 134-с.

[vi] М.Х.Рустамбаев. Комментарий к уголовному кодексу Республики Узбекистан. Ташкент. ILM ZIYO. 2006. 29-с.

[vii]З.М.Исломов. Теория государства и права. Т.: Адолат.2007.907-с.

[viii] Х. Муҳамедов. Конституционное развитие Франции в новый период. Учебное пособие. Т.: ТГЮИ. 2004. 11-12-с.

[ix] Нуритдинов М. Юсуф Қорабоги и общественно-философское мнение Средней Азии в XVI-XVII веках. Т.: Фан. 1991.

Категория: Юридичесике науки | Добавил: Administrator (20.05.2012)
Просмотров: 1070 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]