Философия права - Юридичесике науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Суббота, 04.02.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Юридичесике науки

Философия права
Ограничение прав человека в тоталитарном обществе
 
Автор: Лысак Яна Ивановна, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»   Крымский юридический институт, 4 курс, 41 группа
 
Испокон веков cуществовали системы управления, имевшие в своей основе эксплуатацию населения, произвол и насилие, угнетение низов верхами. В ХХ веке подобная ситуация обрела название «тоталитаризм» и стала «визитной карточкой» столь высоко развитого технически столетия. В ХХІ веке главными общечеловеческими ценностями провозглашены права и свободы человека и гражданина.
Цель данной работы – попытаться выяснить, возможно ли в тоталитарном обществе соблюдение прав человека.
Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный.
Основоположником термина «тоталитаризм» является итальянский философ Д. Джентиле, который считал, что основной задачей государства является воплощение в жизнь национального предназначения, а для этого – власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, т.е. тоталитарной [1]. Данное понятие у Д. Джентиле позаимствовали итальянские фашисты во главе с Б. Муссолини, который и ввел этот термин в политический лексикон в 1925 г.
Главной целью одной из  первых программ итальянских фашистов было построение «тоталитарного государства».
Основные принципы «тоталитарного государства» имеют глубокие исторические корни от идеального государства Платона до идеи полного подчинения населения страны, индивида государству, а также полной управляемости обществом в трудах утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Г.Бабефа. Одной из ярких отличительных черт тоталитаризма является требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывал навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан [2, c. 290-294].
Жан-Жак Руссо исходил из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах равенства, свободы, социальной справедливости. Государство выступает носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли, которое обладает абсолютной властью и неделимым суверенитетом. Если же возникает неподчинение, непокорность отдельных граждан, то государство применяет силу, принуждение, заставляет "быть свободными", потому что свобода проявляется в соответствии с общей волей [2,с.257-259].
Классическими исследованиями о природе и истоках тоталитаризма являются работы Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма» ( 1951),
К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956),
Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» ( 1965).
Некоторые авторы относят «тоталитаризм» к определенному типу государства, связанному с диктатурой, другие – к общественно-политическому строю, третьи – к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни [3,c.133]. Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному  контролю над всеми сторонами общественной жизни[4].   Тоталитарный  режим,  по  определению  русского  мыслителя Г.П. Федотова, стремится к полному овладению человеческой личностью, к совершенному её использованию в интересах государства. Государство регулирует все сферы жизни общества. Воспитание, религия, семья – все становится функцией государства.
Исследователи тоталитаризма выделяют разное количество признаков, характеризующих это явление. Однако, наиболее общими, присущими практически всем разновидностям тоталитаризма, являются: единая идеология, контроль над экономикой и средствами массовой информации, наличие единственной правящей массовой партии, полицейский контроль, использование террора [5, c. 41]. К. Фридрих и З. Бжезинский выделяли ещё такой признак тоталитаризма как монополия на вооружение.
1. Тотальная идеология.  Идеология – душа тоталитаризма. Создается и насаждается особый  вид тоталитарного массового сознания, в основе которого - отождествление государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав, свобод и интересов личности в угоду интересам общественным. Во главе государства, как известно – вождь, только он способен спасти государство и общество от гибели. Создается дух соревнования, непримиримой борьбы с врагом ( внутренним или внешним). Иногда тоталитарную систему называют «мобилизационной», т.к. ей присуща идеологическая наступательность. Народные массы держатся в состоянии постоянного напряжения, готовности к борьбе за провозглашенные идеалы
[5,с. 44]. Таким образом – ограничивается право на свободу мировоззрения, мысли. Создаются общественно-политические движения, обеспечивающие правящей верхушке массовую социальную поддержку. Это придает  тоталитарному режиму видимость народовластия и обеспечивает устойчивость. Главная ставка – на молодежь с её энергией, энтузиазмом и  политической неопытностью. Упрочняется иллюзия того, что простой человек из народа может самостоятельно достичь вершин. Это действительно возможно, но лишь при «правильном» ходе мыслей и действий. Идет привлечение политически пассивных ранее слоев населения [7,c.415]. Тоталитарный режим требует активного проявления преданности и поддержки [6,c. 168].
2. Контроль над экономикой.  Вводится жесткая плановая экономическая система. События могут развиваться в двух направлениях. Первый – полное уничтожение частной собственности ( как это было в идеально-тоталитарном государстве – СССР до 1953 года [7,c.15]) – с целью слияния личности с государством и выбить экономическую основу возможного зарождения оппозиции. Второй – тотальный контроль над собственниками ( нацистская Германия).  Такой строго централизованный порядок экономической жизни требуется для того, чтобы правящая верхушка имела неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам. Ограничено право ( или вообще отсутствует) на свободу собственности.
3.Контроль над средствами массовой информации. Пропаганда, информационное обеспечение носят централизованный характер. Политической риторике присуще использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от своего действительного значения - для создания образа «врага нации/народа». Монополия в информационной сфере дает возможность эффективно убеждать людей в исключительности правящей партии, вождя, сложившейся обстановки в государстве. Характерно также применение информационной блокады населения. В случае каких-либо чрезвычайных происшествий СМИ не освещают их, либо освещают приукрашено.
4. Наличие единственной правящей массовой партии. Генеральный секретарь, фюрер, каудильо  соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, а судебная ставиться в такие условия, при которых полностью теряет свою независимость.  Складывается однопартийная политическая система, которая не допускает никаких иных политических организаций. На каждом уровне управления власть сосредотачивается в одном центре. Каждый чиновник обязан вождю карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные – предаются суду и забвению.
5. Полицейский контроль и террор. Задача полиции состоит не в раскрытии преступления, а в том, чтобы быть наготове, когда  правительство решит арестовать определенную группу населения [7, c.553].  Инакомыслие строго карается. При этом достигается две цели: 1) – устраняются неугодные; 2) – создается видимость эффективной борьбы с врагами внешними или внутренними.
Тоталитарное общество – это общество, которое складывается в условиях существования тоталитарного политического режима, характеризуется наличием массового сознания с подчинением общепринятой идеологии и правящей партии и подвергается тотальному контролю всех сфер жизни со стороны государства.
В тоталитарном обществе создается фикция прав человека. Возможно наличие документа, провозглашающего всевозможные права и свободы человека и гражданина, однако на деле – нет механизма их реализации
( например – Конституция СССР 1936 года). Соответственно, в сознании каждого человека прочно закрепляется иллюзия свободы, равенства, благополучия. Мыслить нужно по шаблону, действовать – так же. Инакомыслие – запрещено. А почему? А потому, что отсутствует сфера гражданского общества. Три основные её составляющие – свобода, равенство, справедливость – искажены. Свобода возможно только в четко определенных границах – ты волен делать то, что прямо разрешено. Равенство – все равны, но в то же время существует два  неравноправных слоя – правящая верхушка и управляемый народ. Справедливость – искажена, ради общепринятой идеи можно пожертвовать жизнью инакомыслящего – и это тоже будет считаться справедливым.   Таким образом, в заключении следует отметить, что в тоталитарном обществе нет условий для развития института прав человека, а следовательно соблюдение их невозможно.
 
Литература:
1. Политологический словарь. Интернет ресурс// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dict/18.php.
2. Історія вчень про право і державу. Хрестоматія під загальною ред. проф. Г.Г.Демиденка . – Х.: Право, 2005. – 912с.
3. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы:генезис, сущность и основные формы.// Кентавр.-1996.-№6.- с. 126-139.
4.Тоталитарный политический режим. Интернет ресурс // .
5. Мирский Г. Ушел ли тоталитаризм вместе с ХХ веком? // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 1. – с. 40-51.
6. Мигранян А. Долгий путь к европейскому дому.//Новый мир. – 1989.-№ 7.- с.166-185.
7. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.- 672с.
Категория: Юридичесике науки | Добавил: Administrator (20.01.2012)
Просмотров: 1084 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 3
3  
По моему достойная работа)))

2  
В тоталитарном государстве права и свободы у человека изначально ограничены. При этом, объем этих мизерных прав может быть в любой момент пересмотрен правящей верхушкой. Поэтому, с точки зрения государственной машины, никакие права в данный момент не нарушаются, так как в этот момент у конкретного человека или группы лиц их попросту нет (в том числе, права на жизнь).

1  
Конечно, тоталитарное государство не имеет даже возможности соблюдать права человека, так как вмешивается в жизнь каждого, устанавливает устои самостоятельно, не спрашивая мнения у граждан, как бы существует отдельно от граждан. Но если заняться детальным изучением вопроса про права человека, то даже демократические государство не может их гарантировать в полном объеме (ведь это власть большинства, и меньшинство будет им повиноваться).
И еще, возьмем к примеру Китай - тоже тоталитарное государство, но люди так увлечены коммунистической идеей, что им права и не нужны! Следовательно, нация сама должна развиваться, выходить на новый уровень в развитии эволюционным путем. СССР развалилось, когда люди были готовы к изменениям.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]