Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Понедельник, 01.05.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Философские науки

Социальная философия и философия истории
Экзистенциальный гуманизм Камю. А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М.
 
Автор: Закревский Владимир Энгельсович, Южный научный центр Национальной академии педагогических наук Украины
 
В широком социально-философском плане проблема состоит в установлении зависимости между постмодерном и качественной трансформацией общественных отношений в эпоху постмодерна. Задача работы заключается в том, чтобы выявить и определить концептуальне схемы гуманизма выдающихся представителей европейского экзистенциализма середины двадцатого столетия - Камю А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М., их пригодность для теоретического конструирования интегральной версти гуманизма епохи постмодерна.
Камю А. не считал себя гуманистом: « …в общепринятом смысле этого слова». [1, с. 506] Контекстуально, по отдельным смысловым контрапунктам можно определить причины неприятия им гуманизма. Прежде всего, это смертная казнь в целом и «обыденность убийства» в частности: Палачи в обличье гуманистов молчаливо справляют свой культ». [1, с. 506] Варварские способы исторического процесса /революции, гражданские войны и тому подобное, совершавшиеся, якобы, во имя «всеобщего блага», всегда заканчивались эшафотами и уничтожением не только собственных сограждан, но и бывших соратников: « …революции пожирают самих себя». [1, с. 511]
В частности, цивилизационное измерение «негуманности» современного гуманизма, полагает Камю А., заключается в том, что: «Нынешний гуманизм… лишь усугубляет пропасть между Востоком и Западом». [1, с. 702] В самом деле, истинный гуманизм - это толерантность к иным типам духовности. Как бы скептически не относился Камю А. к современному гуманизму, он все же понимал его историческую роль и значение: Кажется, мне остается обрести гуманизм. Я, конечно, ничего не имею против гуманизма. Просто он мне тесен, вот и все. Греческая философия, например, отнюдь не исчерпывается гуманизмом. Это была философия всеприемлющая». [1, с. 816]
В «Критике диалектического разума» Сартр Ж.-П. рассмотрел в социально-философском ракурсе такие экзистенциалы антиподы гуманизма, как тревога, господство зла, заброшенность, отчуждение”: „Действительным человеческим содержанием жизни оказывается ее иррациональное подполье, где позиции социального критицизма и протеста неминуемо перемешаны с позициями социального нигилизма и отчаяния, антиинтеллектуализма и мифотворчества, а чаще всего самого худшего конформизма». [2, с. 17] Весьма проблематичной становится и сама возможность социального творчества: ” ...чрезвычайно разросшаяся… опредмеченная сторона человеческой деятельности…, развились предметно закрепленные силы человеческого общения. Вопрос отношения к ним индивида, о его участии в них, о самостоятельности, активности, стал острой социальной проблемой современного гуманизма». [3, с. 19].
Европейский экзистенциализм середины 20 столетия чутко уловил глухое недовольство, сопровождавшее радикальное отчуждение человека от исторического процесса „ …настроение индивидуального протеста, разочарование и отчаяние». [3, с. 19]
Небольшую работу «Экзистенциализм — это гуманизм» Сартр Ж. П. «вынужден» был написать, дабы реабилитировать доброе имя этого сверхмодного в то время учения в общественном мнении, сняв с него обвинения в пессимизме, социальном нигилизме. Сартр Ж.-П. поясняет, что её появление было вызвано мощной волной критики экзистенциализма. В качестве типичных упреков называется социальный неконструктивизм, созерцательность, квиетизм. Также отмечается сосредоточенность экзистенциализма на негативной стороне жизни — « …гнусное, липкое, темное». [4, с. 23]
Неубедительными выглядят аргументы, приводимые Сартром Ж.-П. на обвинения в непристойности, пессимизме, ссылки на народную мудрость, которая, якобы, насквозь пропитана трагическим мировосприятием. В аргументах, приводимых в целях реабилитации экзистенциализма, утверждается, что это учение предоставляет человеку возможность Выбора. Неужели это так? Разве до возникновения этого учения люди были лишены права выбора себя и мира? Справедливым будет отметить лишь, что на данный феномен субъектной реальности экзистенциализмом было обращено особо пристальное внимание. Действительно, слово «гуманизм» имеет два различных значения. Под первым типом гуманизма Сартр Ж.-П. понимает взаимное пользование благами цивилизации. Творцы научно-технического прогресса, художники, композиторы, писатели даруют миру продукты своего творчества, делая более удобным и оптимальным процесс жизнеобеспечения, насыщая жизненное пространство книгами, картинами, симфониями и тому подобное.
Переходя к рассмотрению экзистенциальной версии гуманизма Хайдеггера М., необходимо отметить, что он также был поставлен перед необходимостью написать в 1947 году небольшую работу «Письмо о гуманизме» в ответ на просьбу французского философа Боффе Ж., обусловленную выходом в свет работы Сартра Ж.-П. «Экзистенциализм — это гуманизм». Боффе Ж. спрашивает Хайдеггера М.: «Каким образом можно возвратить какой-то смысл слову «гуманизм?» [5, с. 14]
Трудно спорить с Хайдеггером М., когда он заявляет, что « …высшие гуманистические определения человеческого существа еще не достигают собственного достоинства человека». [6, с. 23]. Однако это не дает ему права рядиться в тогу теоретического вершителя судеб человечества и осуждать гуманизм за нечеткость философской доктрины и социально-политическую слабость. Да, гуманизм третичен, временами даже эфемерен, но незыблемо покоится на прочном фундаменте Человеческой Интенции к Благу. Хайдеггеру М. вряд ли удалось обогатить сокровищницу всемирного гуманистического концептуального фонда: «Мысль идет против гуманизма потому, что он ставит humanitas человека еще не достаточно высоко». [6, с. 18] Хайдеггер М. — противник гуманизма как такового: « …мысль «Бытия и времени» противостоит гуманизму». [6, с. 20]
Хайдеггер М., будучи уверенным в «бездомности» европейского человека, рассуждает о значении таких конструктов, как «Родина», «патриотизм», «национализм», «эгоизм своего народа». Он напоминает, что « …немцы должны свято чтить германское… ». [6, с. 18]
Указывая на « …проблематичность существа гуманизма» и даже ставя под сомнение целесообразность употребления этого термина, Хайдеггер М. пишет: « …представляется возможным вернуть слову «гуманизм» бытийно-исторический смысл… Такое возвращение не надо понимать так, будто слово «гуманизм» вообще бессмысленно, что оно пустое колебание воздуха, flatus vois. Humanum внутри этого слова указывает на humanitas, на существо человека. Таков эпистемологический смысл слова «гуманизм».
Общим в отношении к гуманизму у всех трех рассмотренных известных экзистенциалистов является неприятие этого смыслового конструкта в том его виде, каком тот был актуализирован в середине 20 столетия. Самым оптимистическим выглядит Сартр Ж.-П. попросту объявивший экзистенциализм гуманизмом. Сосредоточенность на социально-личностном негативе (Сартр Ж.-П.), призыв к Бунту (Камю А.), предложение по переопределению понятия (Хайдеггер М.) не могут служить теоретической основой конструирования величественного здания современного гуманизма. По отношению европейского экзистенциализма к гуманизму можно с полным правом утверждать его нейтрально-деструктивную роль. В то же время отдельные позитивные смысловые конструкты экзистенциализма, отмеченные в работе, могут войти в теорию интегрального гуманизма эпохи постмодерна.
Литература
1. Камю А. Изнанка и лицо / Камю А. ; М.: ЗАО Изд-во ”ЭКСМО-Пресс”; – Харьков : Изд-во ”Фолио”, 1998. – 864 с.
2. Сартр Ж. П. Критика диалектического разума. Опыт феноменологической онтологии / Сартр Ж. П. ; М.: Республика, 2000. 639 с.
3. Мамардашвили М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра / Мераб Мамардашвили // Современный экзистенциализм: критические очерки / Мераб Мамардашвили. М.: Наука, 1996. – С. 149 - 204.
4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сартр Ж.П ; М.: Наука, 1953. – 42 с.
5. Боффе Жан. Диалог с Хайдеггером / Жан Боффе // Новоевропейская философия в четырех книгах. Книга 2. / Жан Боффе. СПб. : Изд-во «Владимир Даль», 2007. – С. 4 – 26.
6. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Бытие и время // Хайдеггер М.; Изд.- во. Ад Маргинем, 1997. 452 с.
Категория: Философские науки | Добавил: ivan_babenko (14.05.2011)
Просмотров: 1135 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Интригующая статья. Автор попытался проследить развитие гуманистических теорий трех экзистенциалистов, которые видели понятие гуманизма через призму собственных представлений о нем. Чем же являлся гуманизм для Камю А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М.? Интересно проследить мысль каждого из них в их трактовке данного термина и с удивлением обнаружить, насколько сильно представление философов отличается от нашего нынешнего определения понятия гуманизм.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]