Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Философские науки |
Социальная философия и философия истории
ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА.
Автор: Щербакова Нина Владимировна, преподаватель кафедры «Философия и социология», ТДАТУ (г. Мелитополь) Впервые понятие «культура» в философию было введено римским философом Тулием Цицероном. В его трактовке данный термин означал уровень развития познания, а также способ самоутверждения и возвеличивания человека. По мнению видных украинских деятелей науки Л. Губерского, В. Андрущенко, Н. Михальченко, в настоящее время насчитывается более 500 определений термина «культура». Мы, в частности, разделяем тезис о том, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно – исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Необходимо отметить, что современный украинский философ И. Сухина в своих работах указывал: «Как система актуальных, общезначимых ценностей, культура не ограничивается отдельными областями или сегментами жизнедеятельности индивида и общества, а охватывает собой все стороны человеческого бытия». Кроме того, полагает автор, следует указать, что по мнению ведущих украинских ученых Н. Горлач, В. Афанасенко, О. Данильян, А. Дзебань, К. Паюсова, С. Шефель, П. Квиткина, культура является не только совокупностью созданных ценностей, но и способом их усвоения путем реализации творческого потенциала индивида. В своих работах вопросу развития культуры и ее влияние на формирование мировоззрения личности уделяли внимание такие философы как Ж.-Ж. Руссо, Г. Башляр, А. Шопенгауэр, И. Гердер Э. Кассирер, Л. Фейербах, З. Фрейд, Г. Маркузе, В. Тугаринов, М. Бахтин и др. При этом высказывались различные точки зрения, в частности, Ф. Ницше, полагал, что культура – «вымышленный мир безусловный», который является одним из способов подавления индивидуальности человека, с целью приведения его к стандартам, которые составляют идеологическую парадигму общества. «Философ свободы» Н. А. Бердяев высказал тезис о том, что «культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть – осуществление новых ценностей». Мы можем положительно либо отрицательно относиться к культуре какого-либо социума, или нашей цивилизации в целом, однако, бесспорно, полагает автор, что ценности любого общества сублимируются в его культуре. При этом, основываясь на всеобщем принципе связи, мы можем сделать вывод о том, что постоянно имеет место непрерывный двусторонний процесс взаимодействия ценностного базиса индивида и культурных норм социума. Вследствие этого, полагает Н. В. Щербакова, происходит развитие как ценностных норм, составляющих мировоззрение представителей всех поколений, в том числе и молодежи, так и ценностной решетки социума в целом. Поэтому, полагает автор, именно через достижения культуры, особенно в объективированном виде, можно приобщить молодое поколение к тем либо иным ценностям. Кроме того, следует также указать, что культура любого социума непрерывно взаимодействует с иными культурами, что также оказывает определенное воздействие на развитие. При этом необходимо учитывать, что развитие есть процесс определенно направленный, закономерный, необратимый, приводящий к появлению нового качества, более того, развитие не тождественно прогрессу, ибо не факт, что новое качество будет совершеннее предыдущего. В объективной действительности культура нашего общества вышла на качественно иной уровень, назовем его «уровнем максимальной материализации ценностных норм». При этом данный уровень, по мнению автора, способен обеспечить только регрессивную тенденцию в развитии нашего социума в дальнейшем. Основная причина достижения нашей культурой «уровня максимальной материализации ценностный норм» в том, что развитие – двусторонний процесс, заключающийся в постепенном растворении старого и появлением нового, обусловленный победой нового над старым. В объективной действительности, на протяжении последних двух десятилетий происходило активное «встраивание» в нашу культуру прозападных ценностных норм. При этом, полагает автор, общество не было обеспокоено не только тем, что данные нормы материальны (не в онтологическом значении), но и тем, что заимствование происходит из культуры, которая претерпевает кризис. Следует отметить, что многие философы, такие как Ф. Ницше, Р. Гвардини, Н. Федоров, А. Печчеи, А. Камю, Н. Устрялов и др. в своих работах указывали на кризис, который переживает культура в экономически развитых странах. В частности, испанский философ Х. Ортега – и – Гассет, пришел к выводу, что ценностная система культуры европейского общества переживает тяжкий кризис, который он охарактеризовал как «жизненную дезориентацию». Ведущие украинские ученые Ю. Пахомов, С. Крымский, Ю. Павленко, описывая состояние прозападных ценностей, указывали: «…ХХ в. засвидетельствовал…и выявил углубляющийся кризис гуманистически – либеральных ценностей» [2 , с.147]. Что же касается молодого поколения, то, например, американский ученый Д. Майерс пришел к выводу о том, что материализм одержал победу над духовностью в мировоззрении молодежи США [1 , с.756]. Таким образом, в настоящее время, по мнению автора, мы имеем возможность наблюдать выход украинской культурой на качественно иной уровень развития, а, значит, и формирование качественно иной ценностной решетки общества, как системы определенных норм, на основе которых строятся отношения в нашем социуме. Мы предлагаем определить данный уровень как уровень «максимальной материализации ценностной решетки социума». Вследствие появления качественно иной системы норм, с нашей точки зрения, имеет место противоречие между духовными ценностями и нормами, которые постулирует наше общество. Что же касается отношений в украинском социуме, то в объективной действительности наблюдается развитие по нисходящей: произошло дробление нашего общества, что сопровождается массовым проявлением эгоизма, равнодушия, нивелированием морально – этических норм. Поэтому украинская молодежь, полагает автор, в большинстве своем, избирает не духовные ценности как парадигму для постройки базиса собственного внутреннего мира, а предпочитает те, которые постулирует социум: жажда власти, стремление к богатству [3 , с.385].
Литература:
1. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд.- СПб.: Питер,2009. – 794с.2. Пахомов Ю.Н. Пути и перепутья современной цивилизации./ Пахомов Ю. Н., Крымский С. Б., Павленко Ю. В./ – Киев: Благотворительный Фонд содействия развитию гуманитарных и экономический наук «Международный деловой центр», 1998. – 432с. 3. Щербакова Н.В. Анализ и перспективы развития духовно-культурных ценностей современной украинской молодежи / Н.В.Щербакова // Матеріали V міжнародної науково-практичної конференції з питань патріотичного виховання молоді. – Запоріжжя : ФОП Купріяненко Л.А., 2011.- 551с.- С.381-388 |
|
|
|
Просмотров: 827 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
|
||