Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Понедельник, 02.09.2013
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Тюркские языки
Роль концептов в создании языковой картины мира
 
Автор: Снасапова Гулжахан Жумашовна, кандидат филологических наук, Университет «Болашак», Казахстан
 
В современной лингвистике язык рассматривается как культурный код нации, так как именно язык описывает менталитет и поведенческие нормы представителейразных культур.Язык выступает как важнейшее средство отражения и познания действительности человека.
Языковая картина мира является одним из ключевых понятий когнитивной лингвистики. Она описывает реальность в понимании языковой личности. Языковое освоение элементов действительности возможно на материале культурных концептов, поскольку они являются фрагментами языковой картины мира. Изучение разных культур возможно через рассмотрение национальных ценностей и приведет к установлению взаимодейтствия между языковыми картинами различных культур.
Концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц – репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира[1;47-67].
Концепт смертьявляетсяконстантой национального и индивидуального сознания представителей каждой культуры. И поэтому колорит данного концепта определяется обычаями, традициями, нравами, стереотипами мышления и моделями поведения человека.
Национально специфические особенности концепта смерть выражаются через повторяющиеся образы и ассоциации и они отражены в паремиологическом фонде. К примеру в национальном сознании казахов смерть описывается как выстрел(ажал оқ, ажалды оқтан құтылмайды, ажал оғы атылды), как животное с открытой пастью (ажал аранын ашты, ажалдың аузына түсті, ажал аузында, өлім аузында жатыр), как далекий илипоследний путь (ажалына асықты, соңғы сапар, ақырғы сапар, ақтық сапар, қайтпас сапарға кету қайтпас сапар шегу, келмеске кету, мәңгілік сапар, дүниеден қайту, жүріп кету, дүниеден көшу, қайту), как последняяпища (тұз – дәмі таусылу (түгесілу), (нан – тұзы) таусылу), как зерно (ажал себу) и т.д.Здесь чувствуется прагматический потенциал метафоры, то есть ее способность к преобразованию существующей в сознании человека картины мира.Такие метафоры порождаются от переосмысления, создавая аналоги и ассоциациимежду разными объектами действительности.
Смерть ассоциируется с приказомили мячом, потому что казахи верят, что человек не может умереть без приказа свыше и его голова словно мяч в руках у Бога. Например: адам бұйрықтан қалмайды (кетпейді), ажалсыз жан шықпайды, адамның басы – Алланың добы. Эти примеры показывают, что в способе восприятия и осознаниясмерти выявляются жизненные установки данного лингвокультурного сообщества.
В языковом сознании казахов смерть обычно выступает в образе загадочной сущности с укрюком в руках(шест с арканом для ловли пасущихся лошадей). Ассоциация смерти с данном предметомотражает знание и опыт членов социокультурного сообщества и дает информацию о том, что предки казахов занимались скотоводством.
Промежуток времени между рождением человека и его смертью называется жизнь, и поэтому смерть неразрывно связана с жизнью.Казахи считают, что конец этой жизни является началом той вечной жизни. Они уверены, что жизнь дается  человеку только для проверки: жалған өмір, бес күндік өмір,өлшеулі күн (уақыт, өмір), күні санаулы, бес күн жалған, уақыты жетті, күні бітті, демі бітті, о дүние, мәңгілік дүние (дословно: ложная жизнь, пятидневная жизнь, считанные дни, ложная пятидневка, дыхание кончилось, день кончился, короткая жизнь, мимолетная жизнь, вечная жизнь...) и т. д.
Казахи также персонифицирует смерть и при этом употребляют лексемы с отрицательном оттенком. Например: қатыгез ажал (безжалостная смерть),сұм ажал (коварная смерть),ажалайтыпкелмейді(смерть не сообщает о своем приходе),ажалайдады (смерть гнала), ажалданақшаберіпқұтылмассың (деньгами от смерти не откупишься),ажалғақарсытұру(бороться со смертью), ажалменойнау (играть со смертью), ажалменарбасу (вступить в единоборство со смертью), ажалқұрық салды (смерть накинула укрюк), ажалтосу (ждать свою смерть), ажалтырнағынанарашалау (вырвать из когтей смерти)и т.д.
Специфика вербализации окружающей действительности ярко проявляется в художественных текстах из-за индивидуально-авторского восприятия мира писателем. Например:
"Адамда, рас, мың шыбын жан бар шығар,
мың шыбының қырылса, арман сыңар.
Ажал – бақа, бір – бірлеп тауысып бәрін,
қалса менде, біреуі – ақ қалған шығар" (Ф.Оңғарсынова). Вышеуказанный пример доказывает, что в авторской картине мира представителей казахского народа смерть встречается и в образе жабы. Данная метафора характеризируется индивидуально-авторским мировоззрением и является продуктом его мыслительной, практической и познавательной деятельности. При помощи переноса рациональных и эмоциональных оценок с нереального мира на реальный, автор конкретизирует образ смерти. Здесь автор описывает смерть как жабу съедавшую тысячи мух, то есть тысячи человеческих душ.
В следующем тексте также мы сталкиваемся с индивидуальном способом восприятия и организации действительности. Автор ассоциирует смертьс гостинцами: "Сондықтан ба, әлде балалары өліп – өліп өлім сарқытындай болғандықтан ба, – әйтеуір, Қалампырдың жан – тәні Нұрмағанбеттің үстінде" (С.Мұқанов). Здесь мы видим, что авторское мировоззрение совпадает с национальном мировоззрением, потому что у казахов, по обычаю остатками пищи со стола почтенных гостей угощают молодых. Однако в  коннотации данной лексемы присутствует негативный оттенок.
Образная составляющая лингвокультурного концепта смерть,  образуемая концептуальными метафорами, отражает образ мышления казахского народа.Онавыступает и в роли албасты, тоесть демонической сущности в образе женщины. При этом она описывается как коварная и глухая,характеризуется агрессивностью, наводит страх на людей:"Қара жердің құшағына қимас осындай асылыңды мүсіркей білмес мылқау сұм ажал алды". "Сөзі де, таяғы да өтпейтін мылқау албастыға қолынан не келеді" (І. Есенберлин).
Анализ метафор описывающих смерть в казахской языковой картине мира позволяет выявить национальные стереотипы и ассоциации, ценностные ориентации, а также выделить специфические метафорические доминанты для данной лингвокультуры.
 
Литература:
1. Пименова М.В. Концепт НАДЕЖДА в русской языковойкартине мира // Человек и язык: К 55-летию проф.В.П.Недялкова. - Кемерово: 2003. - С.47- 67.
2. Кеңесбаев І. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. – Алматы, «Наука», 1977, 772 б.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (23.07.2013)
Просмотров: 43 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 2
0  
2 Irina   (06.08.2013 03:05)
Автором намечено описание периферии концепта СМЕРТЬ с привлечением многочисленных примеров из паремиологического фонда и из произведений казахской художественной литературы. Публикация будет интересна специалистам, работающим в сопоставительном направлении языкознания  или в сфере общего языкознания, поскольку в тезисах имеются важные данные об особенностях изучаемого концепта в этнолингвистике. Например, автором справедливо подмечена особенность атрибута смерти у скотоводов – укрюк, в отличие от атрибута смерти у земледельцев –  коса. Здесь напрашивается ассоциативный ряд – укрюком только одна жертва может быть захвачена, косою же одним взмахом бессчётное количество травинок срезать можно.
Уважаемая автор, не подскажете, кто в Казахстане занимается концептами?

0  
1 lyuza2856   (25.07.2013 13:28)
В каждой культуре и языке есть свои метафоры, обозначающие смерть, но в целом значение смерти для всех народов едино. Очень интересные и необычные выражения: ложная жизнь, ложная пятидневка. Много смысла заключено в этой метафоре. И особенно актуально для нашего времени. Жизнь многих людей напоминает ложную, так как они забывают о настоящих ценностях.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]