Русская литература - Филологические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Понедельник, 20.02.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Русская литература
Психологический портрет в романе Ф.М. Достоевского "Подросток"
 
Автор: Сычева Валерия Александровна, студентка 2 курса ЮФУ, факультета естественнонаучного и гуманитарного образования кафедры лингвистического образования
 
Не один только сюжет романа важен для читателя, но и некоторое знание души человеческой (психологии), чего каждый автор вправе ждать от читателя.
Из письма Ф.М.Достоевского Е. Н. Лебедевой, 1879.
Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой - выдающиеся, высокоталантливые, прославленные на весь мир, русские писатели-психологи. Этим общепризнанным творцам русской литературной классики, гениям психологического анализа удалось достичь высочайшего мастерства в создании неповторимых персонажей, отражении их внутреннего мира. Вербализация основной массы душевных процессов персонажей, а также их психологический анализ происходят с помощью литературного психологизма.
Ознакомимся с рядом нескольких дефиниций термина "ПСИХОЛОГИ́ЗМ". Толковый словарь Ожегова предлагает следующее определение: "углублённое изображение психических, душевных переживаний"[1].
С.П. Белокурова в своём Словаре литературоведческих терминов рассматривает психологизм как "способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики)" [2].
По А.Б. Есину, психологизм - это "особое изображение внутреннего мира человека средствами собственно художественными, глубина и острота проник­новения писателя в душевный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы (чувства, мысли, желания и т. п.), подмечать нюансы переживаний... Психологизм, таким образом, представляет собой стилевое един­ство, систему средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. <...> способность проникать во внутренний мир чело­века..." [3].
Николаев П.А. в своём электронном литературоведческом словаре предлагает такую трактовку: "Психологизм  – форма художественного анализа человеческой психологии как концентрации психологических стимулов и импульсов в поведении персонажа. Психологизм имеет классификацию: 1)  тот тип исследования характера, который выполняет художественно-эстетическую задачу, таков, например, психологизм Ф. Достоевского. 2) Тип психологизма, который трактуется как иллюстрация тех или иных теоретико-психологических доктрин и дефиниций (З. Фрейд). В последние годы стало популярно учение о коллективной психологии, которая связывает разные эпохи и национальные сферы жизни, при этом писатель рождает так называемые архетипы, то есть некие постоянные формулы (К. Юнг)."[4].
Проанализировав вышеуказанные дефиниции, мы можем выделить ключевую функцию психологизма: передача, изображение внутреннего мира чувств, душевных переживаний персонажа.
Динамику развития психологизма в литературе рассмотрел Есин А.Б. в своей работе "Психологизм русской классической литературы": изначально Страховым И.В. было выделено два типа психологизма: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров "изнутри", то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ "извне", выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики»[5].
Отметим, что первый тип изображения характера персонажа ("изнутри") называют прямой формой психологизма. Она состоит из собственно деталей внутреннего мира персонажа. Кроме того, к этой форме относят речь героя, как устную, так и письменную, его сны, видение, грезы, галлюцинации, кошмары, раздвоение персонажа. Второй тип анализа, "извне", называется косвенной формой психологизма. Здесь автор показывает лишь проявление эмоции героя, не затрагивая его психику. Это могут быть детали мимики, жесты, смех, манера говорения и проч. Есин А.Б. добавляет третий тип психологизма, «суммарно-обозначающий»: «способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа – с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире»[6].
Мы провели анализ 158 портретных зарисовок персонажей романа Ф.М.Достоевского "Подросток", из них 55 женских, 101 мужских и 2 прочих (совместные портреты как мужчины, так и женщины). В соответствии с классификацией Страхова И.В. и Есина А.Б. мы разделили все портреты на три группы: 1) Прямая форма психологизма; 2) Косвенная форма психологизма; 3) Суммарно-обозначающая форма психологизма.
В первую группу вошло 6 портретов, во вторую группу - 126 портретов, в третью группу - 26 портретов. По результатам подсчета нами была построена следующая круговая диаграмма.
 

 
По результатам распределения подавляющая часть портретов, 80%, была отнесена к косвенной форме психологизма ("...на этот раз в улыбке его я разглядел что-то чрезвычайно скверное, темное и зловещее.", "...пробормотал он с улыбкою маньяка.", "Все черты лица ее дрожали, как у человека, одержимого припадком.", "...бедный старик был похож на жалкого, слабого, испуганного ребенка, которого выкрали из родного гнезда какие-то цыгане...", "...я побледнел буквально как платок." и проч.). К суммарно-обозначающей форме психологизма было отнесено 16% всех портретов ("Не могу выразить, как я был обижен.", "...она вся дрожала от негодования.", "Он решительно зевнул.", "...рассердился вдруг мальчик...", "Он пожирал ее глазами", "Он слушает с улыбкою, гладит ей волосы, целует ее руки...", "...воскликнула она, от страху сложив перед собою ладошками руки." и проч.). Наименьшую группу составили портреты прямой формы - всего лишь 4% ("Я только помню из этих трех минут какую-то действительно прекрасную женщину...", "Что-то было такое в его лице, чего я бы не захотел в свое...", " Этакий человек и смеется и готов смеяться, но вам почему-то с ним никогда не весело." и проч.).
Ф.М. Достоевский - общепризнанный виртуоз  психологического портрета. Поэтому неудивительно, что такое внешнее мимическое проявление духовного мира персонажа как улыбка так искусно "подана" автором (напоминаем, внешнее проявление чувств, "напрямую" - косвенная форма психологизма, преобладающая в портретировании Достоевским Ф.М. в романе "Подросток"). Мы посчитали необходимым продемонстрировать всё неподражаемое многообразие улыбок персонажей исходного романа: "нахально улыбнувшись", "неподвижная насмешливая улыбка... совершенно не умышленная", "оскалил зубы", "просительно-наглая улыбка", "хитро и гадко осклабился", "в улыбке...слишком уж любезной", "радостно осклабляться", "едко осклабился", "самодовольнейшую улыбку",  "недоверчивою улыбкой", "с чуть-чуть мелькавшей улыбкой", "хитренькою, но миленькою усмешкой", "мёртвенькою, дрожащею улыбкой", "светлая, веселая улыбка", "ровной, терпеливой улыбкой", "улыбка подчас как бы вздрагивала", "добрую улыбку", " приниженно улыбалась", " заискивающие улыбки", " боязливо и раболепно мне улыбалась", " неподвижную улыбку", " кривая улыбка", " длинной, вспоминающей улыбкой", " скалил зубы", " чрезвычайно привлекательную улыбку", " с тихой, прекрасной улыбкой", " улыбнулся он с задрожавшими от какой-то боли губами", " с улыбкою маньяка", " длинную, бессмысленно-вопросительную улыбку", " болезненною улыбкой", " ужасно ласково улыбаясь", " блаженно улыбнулся", " тихая, длинная, вдумчивая улыбка", " безнадежная улыбка", "ядовито улыбнулась", "неприметная усмешка...однако ж,  самая язвительная", " бледной улыбкой".
Итак, несмотря на обилие дефиниций термина "литературный психологизм", можно выделить центральные характеристики этого литературного явления: передача, демонстрация, проявление внутренних переживаний, эмоций, чувств, мыслей персонажа, его реакций на то или иное событие и т.д. По классификации Страхова И.В. и Есина А.Б. выделено три формы психологизмов: прямая, косвенная и суммарно-обозначающая. В романе Достоевского Ф.М. "Подросток" среди всех 158 портретов преобладают портретные зарисовки первого типа (80%): изображение внешних факторов, проявлений психики, изображение "извне", "напрямую", особенности речи, речевое поведение и проч. На примере такой портретной детали как улыбка мы продемонстрировали неповторимое мастерство Достоевского Ф.М. в области психологического анализа своих персонажей.
 
Литература:
1.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. Рос. фонд культуры. - М. : Азъ, 1992. - 955 с.
2.Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Сост. С.П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.
3.Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : [Учеб. пособие для студентов и преподавателей филол. фак., учителей-словесников] / А. Б. Есин. - 2-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА : Наука, 1999.
4.Николаев  П.А.  Словарь  по  Литературоведению. - URL: http://nature.web.ru/litera/6.4.102.html.  Дата обращения: 25.11.2013.
5.Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособие для студентов пед. ин-тов: в 5 ч. / И.В.Страхов. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1973–1976.
6.Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы : Кн. для учителя / А.Б. Есин . – М. : Просвещение, 1988 . – 176 с.
7.Достоевский, Ф.М. Подросток [Текст] : роман / Ф. М. Достоевский. - М. : Московский рабочий, 1987. - 576 с.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (10.12.2013)
Просмотров: 3582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 1
1  




Достаточно добросовестно подготовленная студенческая работа реферативного характера с продемонстрированной способностью извлекать информацию из нескольких источников и умением её компоновать. Логика изложения присутствует, попытки делать выводы тоже; автору следует научиться бороться с тавтологиями, перифразами, с местоимениями «я» и «мы», с причастными оборотами. Осталось определиться с темой будущей работы – будет это портрет, заявленный в названии, или, всё же психологизм, подробно рассмотренный в содержании… Успехов!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]