Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки |
Философская антропология, философия культуры
Аксиологические факторы жизнеустройства человека в современном мире
Автор: Папченко Елена Викторовна, кандидат философских наук, Технологический институт Южного федерального университета
В современном мире стабилизация жизнеустройства человека является одной из основных проблем. В к. XX – нач. XXI в. человек попадает в новую среду, не имея прежнего исторического и культурного опыта существования в ней. Как заметил А. Печчеи: «люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир» [1, 14]. По мере эволюции человека постепенно нарушался универсальный механизм приспособления его психики к окружающей среде [2, 17]. В ходе эволюции человек приобрел присущие ему как биологическому виду силу, гибкость, подвижность, способность к терморегуляции, определённые характеристики органов чувств. По мере развития человеческой истории менялись нагрузки, от которых нет программ генетической защиты, и теперь приспособление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц, крепости костей и сухожилий и скорости бега. Это та цена, которую человек платит за обеспечение своей целостности, сохраняя устойчивость многомерного бытия в постоянно меняющемся мире. Современный человек существует в пространстве эмоциональной дисгармонии, что ведёт к рассогласованию и позволяет говорить о нестабильности социального бытия. Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми всё больше сталкивается человек в современном техногенном мире, вызывают скопление отрицательных эмоций, порождают неврозы и астении, требуется значительное напряжение физиологических функций, длительной активности психических процессов, что вызывает утомление, снижение работоспособности, формирование стрессовых ситуаций и других нарушений в деятельности организма. Постоянный рост технизации общества вызывает колоссальную информационную перегрузку, катастрофический дефицит времени, процессы урбанизации дезорганизуют деятельность человека, его поведение, приводят к разнообразным психоэмоциональным нарушениям таким, как тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и т.п. Однако отрицательное влияние сказывается не только на психологическом состоянии человека, но и на его физическом здоровье. Из-за «стресса жизни» миллионы людей страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, отверженности или тревожности, чрезмерной агрессии [3, 10]. Зачастую попытки избавиться от последствий «стресса жизни» носят деструктивный характер. Но ведь стремление к благополучию, выражающее глубинные потребности всего биологического мира как основу его развития, выступает одним из движущих сил истории [4, 14-15].
Всё это вынуждает обратиться к решению проблемы создания комфортной среды существования человека, специалистов и представителей самых различных отраслей научного и философского знания. В качестве альтернативных стабилизирующих факторов жизнеустройства человека в современном мире могут использоваться возможности чувственности, а именно цвета, звука, запаха (например, при помощи методов цвето-, музыко- и ароматерапии, опирающихся в своей основе на совокупность мировоззренческих, смысложизненных аспектов в их гармоничном единстве с психоэмоциональными и телесными аспектами), что позволит избавить человека от депрессии, повысить работоспособность и внимание, снять утомление и стресс. К сегодняшнему дню учёным удалось доказать, что потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях является одной из основных потребностей человека [5, 406]. Более того, сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. Об этом свидетельствует эксперимент по моделированию длительного космического полёта «Марс – 105» со 105-суточной изоляцией от внешнего мира. Полученные данные диктуют необходимость ввести в схему профилактических и реабилитационных мероприятий на орбите и в модельных условиях более длительного эксперимента «Марс – 500» в качестве средства коррекции психофизиологического состояния оператора технологию аудиовизуальной стимуляции [6, 47].
Для уменьшения роста нервно-психических нагрузок, оказывающих давление на современного человека, возникает потребность в организации и создании особой территории, способствующей восстановлению психофизиологических сил человека [7, 209-210]. Например, разработка проекта сенсорного сада представляется целесообразной ввиду того, что сенсорный сад является особым видом городского ландшафта, делающим возможной релаксацию человека путём организации специальной природной территории, путём подбора растений и определённых элементов дизайна. Реализация проекта сенсорного сада планируется на территории Уральского государственного лесотехнического университета сада лечебных культур им. Л.И. Вигорова, на базе которого формируются зрительный, звуковой, обонятельный, осязательный и вкусовой модули.
Так, зрительный модуль ориентирован на цветовую привлекательность, для чего используются яркие цвета, цветовая подсветка. Психофизиологическое воздействие цвета на человека позволило разработать богатую технику цветотерапии, основанную на многочисленных работах. Например, французские терапевты Ж.-М. Вайс и М. Шавелли, используя принцип действия цветов, активно применяют методы хроматерапии в работе с пациентами [8]. Исследованием воздействия цвета занимался М. Люшер, разработавший методику, демонстрирующую существование зон психологического и физического напряжения [9]. Согласно М. Люшеру, цвета представляют собой визуализированные чувства, более того, цвета тесно связаны с архетипическим, т.е. доисторическим опытом человечества, и могут влиять как на многие физиологические процессы в организме, так и на восприятие человеком окружающей действительности [10, 13-15, 149]. Ведь вся воспринимаемая человеком информация на 80% является визуальной, из чего становится ясно, какую важную роль играют цвета, детерминируя восприятие мира. Как справедливо отмечает Г. Браэм, психологическому и физиологическому воздействию цветов в современной медицине не придается должного значения, а именно эта область медицины является наименее исследованной, обладающей перспективами.
Звуковой модуль может быть представлен как природными мотивами (шелест листвы, пение птиц и т.п.), так и специальными устройствами, создающими звуковое оформление сада (фонтаны, водяные арфы, воспроизведение музыки). Влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, оказывает положительное воздействие на психоэмоциональную, духовную сферу человека. На вопрос о том, что более серьёзно для человека – отсутствие или потеря слуха или зрения – Кант отвечает: «Если нет слуха от рождения, то он меньше всех других чувств может быть заменен, но если потерян позднее …, то такая потеря … может быть кое-как заменена зрением. Но оглохшему старику очень недостает этого средства общения, и если многие слепые разговорчивы, общительны и веселы за столом, то редко можно встретить в обществе человека, потерявшего слух, который не был бы мрачным, недоверчивым и недовольным» [11, 1326].
Обратим внимание на данные исследований звукового воздействия на поведение и состояние человека. Известно, что слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность, могут привести к неадекватному поведению человека, к стрессовым состояниям [12, 176-177]. И напротив, специально подобранные музыкальные программы уменьшают процент несчастных случаев, производственного брака и нервное напряжение на ряде промышленных производств, способствуют созданию комфортной атмосферы [13, 92-109]. Современной наукой установлено, что музыка расширяет объём внимания, снижает стресс, способствует процессу запоминания. Используемая в больницах, кабинетах психологов, консультантов, врачей, стоматологов музыка успокаивает, снижает уровень тревоги и способствует формированию состояния пациентов, благоприятного для проведения терапии.
Многообразие физиологических реакций, подчеркивает С.В. Шушарджан, которые возникают в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, обусловлено сложным многокомпонентным механизмом восприятия музыки [14, 153, 170]. Исследования подтверждают благотворное влияние прослушивания музыки на активизацию мозговой деятельности человека, также благодаря этому компенсируется психическая энергия, правильно подобранная музыка является эффективным методом лечения многих заболеваний: стабилизируется артериальное давление, пульс, температура и дыхание. Сегодня выпускаются специальные музыкальные альбомы, способствующие снятию напряжения, снижению избыточного веса, повышению интеллектуальной деятельности. Тем не менее, несмотря на то, что в современной медицине уделяется большое внимание изучению положительного влияния музыки на организм человека, необходимо указать, что не вся музыка оказывает целебный эффект, резкая музыка, напротив негативным образом влияет на человека.
Музыкотерапия является сегодня и одним из активно разрабатываемых методов социально-реабилитационной работы, где она используется в социальной реабилитации лиц, обладающих наркозависимостью (алкоголь, табакокурение и пр.), лиц с ограниченными возможностями здоровья (имеющих проблемы со зрением, слухом, развитием интеллекта, опорно-двигательным аппаратом и др.), а также оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (сиротство, лишение жилья, тюремное заключение и т.п.) [15]. Успешность социально-реабилитационной работы на основе музыкотерапии обеспечивается гармонизирующим, социально-адаптационным воздействием музыки на человека. Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека – как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоев: физико-акустического (ритм, темп, тембр, динамика), коммуникативно-интонационного (интонация) и духовно-ценностного (лад, тональность, мелодия, гармония, форма, жанр) [16, 275-276].
Из всех технологий создания настроения, применение которых основано на использовании органов чувств человека, мы более всего ценим визуальное и музыкальное искусства, так как они непосредственно влияют на органы слуха и зрения. Тем не менее, не следует забывать и об обонянии. Хотя обоняние и не является жизненно необходимым, поскольку без него человек выживет, тем не менее, подобная жизнь является обеднённой, в том числе и положительными эмоциями. Ярким подтверждением этого является диета для снижения веса, основанная на том, что человек не использует обоняние во время приёма пищи – придерживающийся подобной диеты не ощущает вкуса еды, не получает удовольствия и теряет аппетит. Иначе говоря, в повседневной жизни нарушения в работе обоняния нарушают гармоничное существование человека. Так, лишение способности оценить по запаху тот или иной продукт, уловить запах хорошо знакомых предметов приводит к состоянию некомфортности, что делает жизнь человека безликой и бесцветной. «Обонятельная слепота» становится причиной возникновения многочисленных бытовых проблем, в частности, невозможность своевременно определить утечку газа, почувствовать запах загоревшейся электропроводки [17, 41], обоняние имеет немаловажное значение «как негативное условие хорошего самочувствия, предостерегающее нас от того, чтобы вдыхать вредный воздух (угар, дурной запах болота и падали) и употреблять в пищу гнилые продукты» [11, 1324-1325]. И только тогда, когда мы по каким-либо причинам теряем обонятельную способность, понимаем насколько важным является восприятие запахов для психологического комфорта. Данную ситуацию блестяще описал О. Сакс: «Когда я потерял [восприимчивость к запахам], я будто ослеп. Изрядная часть вкуса к жизни ушла вместе с обонянием. Мы даже не представляем себе, насколько этот самый "вкус" состоит из запахов. … они составляют исключительно важный бессознательный фон, на котором разворачивается вся жизнь. Весь мой мир неожиданно потерял львиную долю прежнего богатства» [18, 41].
Благодаря ароматерапии, запахи – уже не сугубо эстетическое явление, они обретают функциональность [19, 447-448]. Растущая массовая популярность ароматерапии свидетельствует о том, что сегодня запахи рассматриваются не только как атрибуты желанного образа жизни, но и в качестве своеобразного лекарства, гармонизирующего жизнеустройство человека. Например, фирма Estee Lauder выпустила линию «Сенсорная терапия», включающую такие продукты как гель «Мгновенный душевный покой» с запахом мяты. На эмоциональной силе запахов основана современная парфюмерная индустрия, а во многих религиях (от буддизма до христианства) для воздействия на верующих используется фимиам, чтобы приводить их к необходимому состоянию. Идея ароматов для релаксации, успокоения даёт представление об ароматах как о факторе гармонического развития человека. Подобная тенденция привела к тому, что практика использования ароматов завоёвывает новые культурные пространства.
Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным использовать цвет, звук, запах для реализации таких социально значимых задач, как гармонизация, стабилизация психоэмоционального состояния человека. Актуальной проблемой современной культуры является создание благоприятных условий труда и быта человека, гармонизирующих среду его существования посредством чувственности. При этом цвет, звук, запах рассматриваются не только как важные факторы создания оптимальных, эргономичных условий труда на производстве и повышения производительности труда, но и классифицируются как элементы культуры, как жизненная необходимость условий человеческого существования. В данном контексте интерес представляют исследования, показывавшие стимулирующий эффект цвета, музыки, запаха на состояние и работоспособность человека, их способность нейтрализовать дискомфорт среды. Так, согласно данным Г.А. Березиной, после специальных музыкальных и цветомузыкальных воздействий производительность работы в ряде случаев увеличивалась на 30 – 50%, а ошибки уменьшались на 21 – 23% [20, 118]. Учитывая благотворное воздействие музыки на человека, С. Пинкер называет музыку аудиото́ртом, способным изменять настроение человека [21, 97-104].
Таким образом, предлагаемые методы регуляции психоэмоционального тонуса человека, его психофизиологического состояния посредством изменения внешних условий весьма действенны, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время ещё не создано общепринятой системы и данный вопрос нуждается в дальнейшей разработке.
Литература:
1.Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980.
2.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.
3.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2009.
4.Чекалов А.Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
5.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: Изд-во ПРИОР, 2002.
6.Доценко В.И., Ковалёва А.А., Клишин Г.Ю., Костромин В.Н., Скедина М.А., Стелинговский. Особенности психофизиологического состояния человека в условиях длительного стресса в процессе изоляции в гермообъёме по данным изучения стационарных нейрофизиологических механизмов // Фундаментальные, клинические и гигиенические основы и аппаратно-методическое обеспечение системы медико-психологической реабилитации пациентов, подверженных высокому уровню напряжённости труда и профессионального стресса. Тезисы трудов Всероссийской научной школы для молодёжи. – Ростов-/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. С. 40-48.
7.Лыгарева Н.Б. Сенсорный сад как новый экскурсионный объект // Инновационные образовательные технологии в подготовке профессиональных кадров. Межвузовская учебно-методическая конференция (22 июня 2010 г.). Сборник статей / Под ред. А.С. Ляховец. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. С. 209 – 210.
8.См. подробнее: Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
9.См. подробнее: Люшер М. Цветовой тест Люшера. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
10. Браэм Г. Психология цвета. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
11. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Метафизические начала естествознания. – М.: Мысль, 1999.
12. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988.
13. Порт Ж. Музыка как терапия // Культуры. 1986. №1. С. 92 – 109.
14. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М.: АОЗТ «Антидор», 1998.
15. Клюев А.С. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // Теоретический журнал «Credo new». №1. 2009. URL: http://credonew.ru/content/view/793/44/ (дата обращения 29.07.2010 г.).
16. Клюев А. С. К обоснованию работы в области музыкотерапии // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2000 г. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2001. С. 92 – 94; Клюев А.С. Музыка как средство психотерапевтического воздействия // Психиатрические аспекты общемедицинской практики: Сб. тезисов научной конференции с международным участием. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005. С. 275 – 276.
17. Дубровская С.В. Язык запахов. Секреты нашего обоняния. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
18. Sacks O. The Man Who Mistook His Wife for a Hat. L., 1987. P. 159. Цит. по: Классен К., Хоувз Д., Синнотт Э. Значение и власть запаха // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1 / Сост. О.Б. Вайнштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 41-50.
19. Классен К., Хоувз Д., Синнотт А. Аромат товара: коммерциализация запаха // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 447 – 448.
20. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. С. 118.
21. Эванс Д. Эмоции. –М.: Астрель; АСТ, 2008. С. 97 – 104.
|
|
|
|
Просмотров: 886 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1 | ||
|
||