Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Воскресенье, 16.12.2012
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Филологические науки
Об узбекском писателе Муроде Мансуре
 
Автор: Санобар Турсунова, аспирантка Национального университета Узбекистана
 
Узбекская литература располагает огромным количеством трилогий, отражающих национальные традиции, особенности национального воспитания, неповторимые качества узбекского народа, могущие служить примером и для других народов. В этой связи, следует особо отметить трилогию Уткира Хашимова "Горизонт”. Традиция создания трилогий, отражающих выше упомянутые проблемы, существует и сегодня. Следует приступить к новому этапу в изучении творчества Мурода Мансура, дать литературно-эстетическую оценку всем его произведениям, пользуясь самыми современными и эффективными методами.
Следует отметить, что роман Мурода Мансура "Жудолик диёри” является одним из современных трилогий в узбекской литературе.
Мурод Мансур появился на литературной сцене в 60-ые годы прошлого столетия. Он родился 15 марта  1941 года в махалле Катартал города Ташкента в семье садовника. Его отец был ирригатором. Он рано потерял отца, его воспитанием занималась мать Кароматхон Умарходжа. После окончания школы, поступил в строительный факультет Ташкентского политехнического института (ныне Ташкентский технический университет). После окончания института работал инженером. С тех пор у него появилась любовь к творчеству. Он начал писать очерки и небольшие рассказы.
В своей автобиографии писатель пишет: «Познакомившись с моим творчеством центральная газета республики  «Красный Узбекистан» (ныне «Голос Узбекистана») предложила мне работу». Затем работает в этой же газете региональным корреспондентом Ферганской области... Позже руководит отделом прозы  в журнале "Звезда Востока”. Его первое произведение называется "Азиз инсон” (1963), посвящённое трудолюбивой матери писателя. Еще в неизданном варианте  оно привлекло внимание А.Каххара и А. Якубова. После этого произведения были опубликованы более десятка повестей и романов писателя.  Читатели тепло встретили его повести  "Садарайхон” (1965), "Умр чорраҳалари”(1972), "Қирғоқлар” (Берега) (1975), "Ҳамманинг яшагиси келади” (Каждый хочет жить) (1980), "Ёмби” (Золотой слиток) (1988), документальная повесть "Вторая жизнь” (1974), очерки "Мардона умр”(1973), романы "Вечная борьба” (1985), "Гуноҳи азим” (Большой грех) (1995). На сегодня изданы три книги его романа "Жудолик диёри” (1997-2007). В данной трологии автор заново обработал неизданную повесть "Азиз инсон”. В ней повествуется судьба бывших кишлаков на территории Чиланзара и Бешягача города Ташкента, садов, судьба исторических лиц, потомков  Улугходжабая, ставших жертвами репрессий. Роман "Жудолик диёри” является образцом его плодотворного творчества.  Мурод Мансур опубликовал первую часть трилогии "Жудолик диёри” под названием "Жудолик диёри” (1997), вторую часть под названием "Нажот фариштаси” (2003), и третью под названием "Рушди ҳидоят” (2006) (Главная редакция Издательско-полиграфической акционерной компании "Шарк”). Трилогия "Жудолик диёри”, состоящая из вышеперечисленных трёх книг, стала новым этапом его плодотворного творчества. Название "Жудолик диёри” является символичным. В первой книге трилогии  "Жудолик диёри” повествуется от имени главного героя Максудходжи.
В газете "Литература и искусство Узбекистана” (19.XII.2008)  опубликованы литературные дебаты критиков на тему "Язык художественной литературы и время”. В статье приведены интересные и обоснованные мнения литературных критиков Бахадыра Каримова и Гуляма Каримова по поводу языка трилогии "Жудолик диёри”. Бахадыр Каримов перечисляет такие особенности языка романа, как непринуждённость, беспечность, мягкость. Гулям Каримов всесторонне обосновывает разнообразность и богатство лексики языка романа. Приведённые аргументы полностью подтверждают слова Б.Назарова: «Говоры и диалекты нашего языка столь богаты и разнообразны, что им могут позавидовать другие народы мира». (Указанная газета). И действительно, диалектизмы языка трилогии можно поистине назвать красотой и изысканностью общеузбекского языка.
Анализируя произведение, создаётся впечатление, что качества, характерные самому поэту – честность, смелость, благодеяние переносятся на персонажи его произведений. Его произведения "Вечная борьба”, "Каждый хочет жить ("Случай на Устюрте”) были опубликованы на русском языке. В неординарной форме передаётся процесс событий в романе «Вечная борьба». В романе речь идёт о жизни старика Бурхана, о его прошлом.  Бурхон не может избавиться от душевных мучений. Он страдает.
Настоящее художественное произведение передаёт душевные переживания человека, его чувства, психологическое состояние. Его основная функция направлена на обогащение духовного мира человека. Судьба, переживания персонажей произведений Мурода Мансура заставляют читателя глубоко задуматься.
В романе писатель создаёт несколько образов узбекского характера. Персонажи романа Султанмурад, Максудхужа, Саломхон ая, Нуратулла почча, Соли, Махфуза, Маргуба, Олим, Бахриддин, Чаман имеют свой неповторимый образ. Ёзувчи романда бир қанча ўзбекона образлар яратади. Образ Султанмурада находится в центре произведения, а остальные способствуют развитию действий романа и раскрытию трагедии людей того времени, похожих на него.
Писатель Рахимжон Отаев в своей статье "Ўтаётган кунлар нафаси” (Дыхание минующих дней) отмечает: "По-видимому, образ Султанмурада является самим впечатляющим героем его произведений, после образа Отамурода в повести «Случай на Устюрте», с чем нельзя не согласиться. Султонмурод – главный герой произведения. Его настигает неудача и в любви. Автор не описывает, не характеризует главного героя произведения. Писатель рассказывает, как Султанмурад посещает Аксарай и мавзолей Гури Амир, интересуется историей алтайской принцессы Курбанджан Додхо.
Если взглянуть глубже, выясняется, что суть событий намного глубже и намного серьёзней. Во второй части произведения Султонмурад встречается гораздо реже. Однако в третьей части произведения он вновь появляется. Он вынужден прятаться вдали от своих родственников. Однако в произведении его имя никогда не исчезает. События непосредственно связаны с Султанмурадом.
Знакомясь с судьбами таких героев как, Султанмурад, Маргуба, Махфуза, Ёдгормурод, Хозик Тура, Эшон почча, их переживаниями читатели от всей души осознают какой ценой достались им этот мир и спокойствие, осмысливают ценность независимости родины.
Для правдоподобной передачи каждого персонажа, каждого события писатель образы и героев описывает как символы,  которые пропитаны определённым содержанием. В этом смысле, трилогию «Жудолик диёри» можно считать художественной интерпретацией обобщённых жизненных случаев.
Одним словом, мы вправе сказать, что трилогия «Жудолик диёри» является одним из важнейших достижений периода независимости.  При анализе трёх событий мы стали свидетелями нежных диалогов, волнующих, сентиментальных встреч, искренних признаний.
Можно сделать вывод, что творчество Мурода Мансура отвечает мировым научным художественным стандартам с точки зрения мирового литературоведения.
Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (13.12.2012)
Просмотров: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0  
1 Ellenka   (14.12.2012 14:54)
Статья довольно интересно раскрывает аспекты жизни и творчества узбекского писателя Мурода Мансура. Хотелось бы заметить, что название статьи не в полной мере отражает ее содержание. Лучше было бы указать, о каком именно романе писателя идет речь в этой статье, тогда людям, интересующимся этой темой, легче будет найти необходимую информацию.

Имя *:
Email:
Код *: