Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Понедельник, 12.06.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Филологические науки
Значение поэзии XV века в истории узбекской литературы
 
Автор: Боймуротова Наргиза Базарбоевна, аспирантка Института языка и литературы имени Алишера Наваи
 
Первая половина XV века стала новым, плодотворным этапом развития культуры, искусства и литературы народов Средней Азии, в том числе узбекского народа. В этот период народы Средней Азии достигли больших успехов в науке, архитектуре, изобразительном искусстве, резьбе по дереву, музыке, литературе и других сферах. Великие мыслители и учёные этой эпохи внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации. Культура, искусство и литература этой эпохи развивались, несмотря на постоянные междоусобицы и борьбу за власть, так характерной для средневекового феодализма. К середине XV века в Хорасане появилась новая литературная школа.
Так же и в Маверауннахре узбекская литература поднялась на новый этап своего развития. В литературном процессе одинаково большой популярностью пользовались и тюркские и персидские поэты, поклонников персидской поэзии было не меньше поклонников тюркской словесности. Литературной средой управлял сам Улугбек, в Самарканде в то время собрались прогрессивные поэты своего времени. По словам академика В.В.Бартольда, главой («Маликул-калом») всех поэтов этой литературной среды был назначен Мавлоно Камол Бадахший. Улугбек и сам временами сочинял стихи и проводил творческие вечера с поэтами. О его широких знаниях в области поэзии и строения стиха было с особым трепетом подчёркнуто поэтом Саккоки в одной из его од, посвящённых Улугбеку.
Улугбек имел дружеские связи не только с поэтами Маверауннахра, но и тюркскими и персидскими писателями Хорасана. К примеру, Улугбек также высоко ценил стихи поэта Лутфи, как и произведения известного в XV веке поэта  Салмона Соваджия. Для молодого Лютфи было огромной честью, что глава страны ставит его произведения на ряду со стихотворениями Соваджи, приравнивает его к поэту-классику, к тому времени уже не ставшего среди них.
Самым знаменитым и самым талантливым поэтом при дворе Улугбека был, несомненно, Саккоки. Наряду с любовной лирикой, его оды, посвящённые таким великим историческим персонам, как Улугбек, Арслон Ходжа Тархон, Ходжа Мухаммад Порсо, стали огромным достоянием поэзии того времени.  Однако у нас нет возможности достойно оценить литературное наследие Саккоки, поскольку до наших дней дошла лишь последняя часть его дивана.
До сегодняшнего дня нам не были известны имена многих поэтов Маверауннахра. Наваи в своей антологии «Мажолис ун-нафоис» (Изящные меджлисы) в основном приводил сведения о поэтах из Хорасана. А Давлатшах Самарканди в произведении «Тазкират уш-шуаро» (Антология поэтов) больше внимания уделял поэтам прошлого.
В 1993 году доктору филологических наук Эргашу Умарову во время служебной командировки в США удалось снять фотокопию с рукописи Шейха Ахмада ибн Худайдада Тарази «Фунунул-балога», написанного в 1436-1437 годах на узбекском языке. Эта находка открыла новые возможности изучения литературной среды Мавераннахра и его проблематики.[1]
В своей книге Шейх Ахмад Тарази, наряду с освещением научных взглядов по теории поэзии, приводит примеры из творчества тюркских и персидских писателей, имена которых доселе не были известны. В книге автор наряду с именами известных персидских поэтов приводит десятки имён ранее неизвестных нам поэтов и писателей: Имам Зиявуддин Фарси, Джалал Самарканди, Мавлоно Сайфиддин, Хаяли, Умид Камоли, Ходжа Хасан Мухаммад, Мухаммад Генджави, Шейх Насир, Азми, Мухаммад Гунбадий, Муджириддин Бойлакани, Шейда, Урбани, Гулшани. Этот факт ставит новые задачи перед исследователями истории литературы.
В данной книге приведены имена известных нам тюркских писателей Лютфи, Хайдар Харезми, Атаи, Саккаки, автора «Латофатнаоме» Ходжанди.
Тамерлан и его потомки были творческими людьми, близкими к науке, литературе и искусству. По сведениям Наваи в книге «Изящные меджлисы» среди тюркоязычных поэтов Хорасана писали прекрасные стихи и поэмы такие писатели, как  Мавлоно Лютфи, Мавлоно Атаи, Мавлоно Амири, Мавлоно Якини, Мавлоно Гадаи, Мавлоно Мукими, Мавлоно Латифи, Хайдар Харезми, Дурбек, Саййид Хасан Ардашер, Ахмади.
Огромный вклад в развитие литературной жизни Хорасана внёс представитель династии тимуридов - Байсункур Мирзо (третий сын Шахруха). Своей усердием, инициативностью и проницательностью он способствовал развитию всех направлений науки, в том числе литературы и искусства. О том, как эти дела были налажены при дворе Байсункура Мирзо, повествует Юсуф Амири во введении произведения «Дахнаме».
Согласно сведениям поэта, учёные при дворе хана ведут непрерывные научные исследования в области астрономии, философии, геометрии, исламского правоведения, логики, азбуковника, истории. Также он перечисляет поэзию и музыку.
Примечательно, что не только сам шах, но и его сыновья интересовались литературой. К примеру, Бадиуззамон Мирзо, Шах Гариб Мирзо, Мирзо Младший и ряд других царевичей тоже писали стихи и проводили  творческие вечера с придворными поэтами.
В целом, этот период характеризуется бурным развитием тюркской литературы. В лице великих поэтов - Лютфи, Атаи, Гадаи художественная литература достигла пика своего развития. Несмотря на тревожные события социальной жизни, тюркская литература данной эпохи весьма оживилась.
Наваи неоднократно констатирует, что в Хорасане самым известным тюркоязычным поэтом  был Мавлоно Лутфи, а в Маверауннахре – Мавлоно Саккоки: «Ва уйғур иборатининг фусаҳосидин ва турк алфозининг булағосидин мавлоно Саккокий ва мавлоно Лутфий раҳимаҳумаллоҳким, бирининг ширин абёти иштиҳори Туркистонда беғоят ва бирининг латиф ғазалиёти интишори Ироқу Хуросонда бениҳоятдурур. Ҳам девонлари мавжуд бўлғай» (Представителями совершенной уйгурской и тюркской словесности были Саккакий и покойный Лютфи, стихи одного из них пользуются широкой популярностью в Туркистане, а другого – в Ираке и Хорасане. Оба из них составили диваны. – Перевод наш) [10].
В творчестве поэтов первой половины XV века взаимно дополняют друг друга и рационально гармонируют религия и софизм. Морально-эстетические взгляды в религии, Коране и хадисах и категории морали находят своё отражение в художественной литературе. Они считаются важным средством воспитания.
Алишер Навои, а также другие поэты и писатели различных времён доказали своими глубоко философскими и изящными произведениями особые возможности и поэтические особенности тюркского языка.
Лютфи выбрал простой и ровный стиль. Этот стиль был поистине изящным и приятным на слух. Он принёс Лютфи огромного успеха в поэзии. Его словарный запас пополнялся за счёт возможностей живого народного языка. Этим он сильно повлиял на творчество своих современников – Атаи, Саккокки, Гадои.
Научная и культурная жизнь Самарканда той эпохи привлекала внимание многих учёных и писателей. Многие из них приезжали учиться в Самарканд. Великий персидско-таджикский поэт Абдурахман Джами тоже брал уроки в Самарканде у Казизаде Руми и Фазлуллаха Абуллайси.
Можно сказать, что наши представления об узбекской поэзии начинаются с произведений Ахмада Яссави, газелей Лютфи, Атаи, Саккаки и «Мухаббатнаме» Харезми. Задачей поэзии и поэтической функцией писателей начала XV века является воспевание красоты жизни, высоко нравственных и философских идей суфизма, почитание человеческих чувств, любви, призыв людей к верности и преданности, выражение ненависти к тем, кто встаёт на этом пути, игнорирование повседневных мелочей жизни. Литература должна быть далёкой от банальных взглядов. Поэты не позволяли писать много о себе. [1, 4, 8, 15]
Поэты первой половины XV века оказали существенное влияние на дальнейшее развитие духовных и философских газелей. В истории литературы они составляют особое звено талантливых писателей, с большим мастерством и умение воспевших любовь человека к Богу.
В поэзии Атаи также существует целый ряд любимых поэтических образов, связанных с природой. Это образы солнца, месяца, звезды, реки, соловья, горлицы, а особенно весны и весенних даров. Не секрет, что поэтические образы, связанные с природой, не одинаково применяются в творчестве поэтов. Каждый поэт пользуется поэтическими образами, связанными с его любимыми, предметами и явлениями, соответствующими его мировоззрению, оставивших глубокий след в его душе и  свидетелями которых  он был.
Наши предки очень высоко ценили искусство слова и словесность. Их сочинения до сих пор не утратили своего значения в силу того, что являются высоким образцом мудрости и изящества. Иными словами, мечты и желания народа, жизненные проблемы изложены в невероятно впечатляющей и запоминающей форме.
Поэты относительно меньше пользовались арабской и персидской лексикой. Они уместно пользовались словами и выражениями, близкими к народу. Язык литературного стиха очень близок к современному литературному языку, прост и непринуждён. С этой точки зрения они занимают ведущую позицию в истории узбекской классической литературы. Именно поэтому, диваны этих писателей являются важным источником изучения истории узбекского языка.
 
Литература:
1.Атойи. Девон. Девони Шайхзода Атойи. – Тошкент: Фан, 2008.
2.Аҳмадҳўжаев Эркин. Гадоий. Девон. – Тошкент, 1973.
3.Аҳмедов Б. Давлатшох Самарқандий. – Тошкент: Фан, 1967.
4.Гадоий. Шеърлар. – Тошкент: Бадиий Адабиёт нашриёти, 1965.
5.Давлатшох Самарқандий. Шоирлар Бўстони. Тазкират уш-шуаро.
6.Жамолова М. Ўзбек адабиётида нома жанри. – Тошкент: Фан, 1992.
7.Комилов Нажмиддин. Тасаввуф. – Тошкент:  Ўзбекистон, 2009.
8.Лутфий. Сенсан севарим. Тошкент: Ғ.Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1987.
9.Лутфий. Танланган асарлар. – Тошкент: Ўзбекистон   Давлат Бадиий Адабиёт нашриёти, 1960.
10.  Навоий Алишер. Мукаммал асарлар тўплами. (М.А.Т) 20 жилдлик, 13-жилд. Тошкент: Фан, 1997.
11.  Навоийнинг нигохи тушган... – Тошкент: Ғофур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1986.
12.  Рафиддинов С. Мажоз ва ҳақиқат. – Тошкент: Фан, 1995.
13.  Рустамов Э. Узбекская поэзия в первой половине XV века. -  М.: ИВЛ., 1963.
14.  Саккокий. Танланган асарлар. – Тошкент: Ўзбекистон Давлат Бадиий Адабиёт нашриёти, 1958.
15.  Ўзбек адабиёти тарихи, I том. – Тошкент, 1977.
16.  Ҳайитметов А. Темурийлар даври ўзбек адабиёти (тадқиқотлар, мақолалар, лавҳалар). – Тошкент: Фан, 1996.


   [1]Сведения о литературной жизни первой половины  XV века приведены в книгах Навои  «Мажолисун-нафоис» (Изящные меджлисы), Давлатшаха Самарканди «Тазкиратуш-шуаро», Содык Китобдора «Тазкираи Содик Китобдор».

Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (12.10.2012)
Просмотров: 1198 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 1
1  
Тезисы характеризуются логичностью, достаточно хорошим стилистическим слогом, свидетельствуют о большом объёме проделанной работы.
Вы заинтересовали читателя узбекской поэзией XV века, но этот интерес проявился бы ещё сильнее, если бы в тезисах прозвучал комментарий к имени, по-видимому, знаменитого в ваших краях теоретика литературы Улугбека, эпитет при котором «сам», например, для меня, не сведущей в узбекской литературе читателя, ни о чём не говорит. А ещё лучше было бы, если чтобы Вы дали мне ссылку на его самое потрясающее произведение, чтобы я случайно не встретила посредственную книгу и не составила противоречивого мнения об этой изумительной личности.
И с направлениями деятельности уважаемого академика В.В.Бартольда мне бы тоже хотелось познакомиться, хотя бы по названиям его работ.
А чем так славны ваши поэты и писатели XV столетия? Собранный здесь материал не показывает новаторства - у них новые, отличительные от других, сюжетные линии, ими изобретены новые литературные формы, придуманы новые мотивы и образы, ими созданы изощренные теоретические каноны?
Воспевание красоты жизни – известно ещё со времён древнего грека Анакреонта.
В жанре дидактической поэзии первым стал творить древний грек Гесиод.
Образы солнца, месяца, звезд, рек, соловьёв, горлиц, а особенно весны и весенних даров – это было в европейском барокко.
Отход от действительности проявился в романтизме.
Использование поэтических образов, связанных с природой – теория европейской литературы тоже пришла к выводу, что описания природы философичны и с успехом их применила.
Воспевание поэтических образов, связанных с любимыми предметами и явлениями – это бидермейер и дадаизм.
Высокие образцы мудрости и изящества – европейские моралисты тоже этим занимались.
Покажите, что ваши поэты были первыми, кто воплотил подобные художественные решения, в узбекской литературе!
Их произведения – «источник изучения истории узбекского языка» – во всех литературах древнее наследие словесного искусства источник изучения языка…
Европейские творцы художественного слова мыслили и мыслят категориями "Поэтики" Аристотеля, а какая книга стала основополагающей для вашей литературы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]