Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Пятница, 28.07.2017
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Педагогические науки

Теория и методика профессионального образования

Особенности конструктивной деятельности, как средства развития творческих способностей детей

Автор: Мунтян Любовь Алексеевна, студентка IV курса Измаильского государственногогуманитарного университета, г.Измаил

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы прослеживаем связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А.С.Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников [1].

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру[5].

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике и,начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему [3].

Искусство бумажногомоделирования служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат [4].

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует и развитие памяти, развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию[2].

В ходе изучения программного материала, ребёнок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания движения рук. На занятиях формируются такие нравственные качества воспитанников, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этой деятельности является стремление к творческой самореализации, желание создать что-то новое, оригинальное.

Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности[4].

Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. Знание, умение, навыки дети приобретают на занятиях, а закрепляются в изготовлении различных поделок, игрушек на занятиях по ручному труду и в кружковой работе.

Близка к оригами и другаятехника, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.[4].

К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:

1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).

2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

На основе такой общей стратегии обучения конструированию из бумаги, выстроенной в совместном исследовании с О.А. Сафоновой, нами была разработана система педагогической работы, включающая разные технологии конструирования.[3].

 

Литература:

  1. Косминская В.Б. Особенности конструктивной деятельности дошкольников. http://obigrushke.ru/
  2. Котелянець Н. Орігамі – розвиток творчих та інтелектуальних здібностейдітей // Рідна школа. – 2002. - №12.
  3. Лариса Парамонова. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. – 2008 - № 21.http://dob.1september.ru/
  4. Максименко О. Розвиток мислення дітей на заняттях паперовою пластикою. // Мистецтво та освіта. – 2002 - №3.
  5. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Категория: Педагогические науки | Добавил: Иван155 (22.04.2014)
Просмотров: 1229 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  

Мені сподобалось, що автор статті, взяла за приклад техніку оріґамі,  котра не втрачає своєї актуальності. Навпаки, дякуючи, своїй доступності, набуває все більше прихильників. Одним із найбільших її плюсів, є те, що вона цікава особам різного віку. Особливо, важливе застосування оріґамі в дошкільних закладах і школах. Любов Олексіївна ретельно і всебічно розписала як складання фігурок з паперу, впливає на розвиток творчих здібностей у дітей. Діти будуть ставати уважнішими, вчитися досягати результатом. І чудово, якщо вироби своїх малят, батьки зможуть побачити на виставці в садочку чи школ.і

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]