Уголовный процесс и криминалистика; судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность - Юридичесике науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Четверг, 17.11.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Юридичесике науки

Уголовный процесс и криминалистика; судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность

Наукой уголовного процесса расширены средства доказывания стадии возбуждения уголовного дела

Авторы:

Заливин А.Н., Заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции

Рыжаков А.П., Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО «Международный юридический институт», кандидат юридических наук, профессор

 

«Модель» развития современной уголовно-процессуальной науки, исследующей проблему досудебного производства, нацеливает на расширение возможности использования средств доказывания, присущих стадии предварительного расследования, для решения задач первоначальной стадии уголовного процесса.

В этой связи в прошлом году в части реализации данной «модели» развития науки уголовного процесса законодателем был существенно расширен круг направленных на собирание доказательств действий, которые в настоящее время вправе осуществлять следователь (дознаватель и др.) на стадии возбуждения уголовного дела. Внесенными изменениями в редакцию ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель предусмотрел ряд дополнительных средств предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Одни из них были предусмотрены УПК РСФСР и ранее и поэтому о необходимости их использования постоянно писали ученые. Другие выработаны практикой деятельности органов предварительного расследования и, наконец, стали в какой-то степени «процессуальными» (по меньшей мере, предусмотренными УПК РФ средствами). Третьи существовали и ранее в действующей правовой уголовно-процессуальной действительности, однако могли быть законным образом реализованы лишь на стадии предварительного расследования.

К первой группе «новых» средств предварительной проверки следует отнести:

1) получение объяснений;

2) истребование документов и (или) предметов.

Вторая разновидность средств стадии возбуждения уголовного дела, применение которой в рамках уголовно-процессуального производства до 14 марта 2013 года не имело под собой правовой основы, — это изъятие документов и (или) предметов в порядке, установленном УПК РФ.

Третья состоит из следственных действий, которые прежде нельзя было производить на стадии возбуждения уголовного дела. Это такие следственные действия, как:

1) получение образцов для сравнительного исследования;

2) судебная экспертиза;

3) осмотр документов и (или) предметов.

В настоящей публикации мы в основном будем вести речь об изъятии, которое ранее как самостоятельное право следователя (дознавателя и др.) законодателем не вычленялось. Сейчас же законодатель предоставил следователю (дознавателю и др.) право на стадии возбуждения уголовного дела истребовать документы и (или) предметы, а равно изымать их в порядке, установленном УПК РФ. Уголовно-процессуальному закону не известно такого следственного действия как изъятие. Однако изъятие может быть частью некоторых следственных действий. Причем отдельные разновидности таковых могут быть реализованы на стадии возбуждения уголовного дела.

То обстоятельство, что в ч. 1 ст. 144 УПК РФ речь идет не просто об изъятии, а лишь об изъятии в порядке, установленном УПК РФ, не позволяет реализовать таковое как часть следственного действия, которое до возбуждения уголовного дела производить запрещено. Иначе говоря, изъятие документов и (или) предметов, предусмотренное ч. 1 ст. 144 УПК РФ, позволительно осуществлять только в том порядке, который может быть реализован на стадии возбуждения уголовного дела. УПК РФ предусмотрен, к примеру, порядок изъятия предметов (документов) в ходе производства обыска и выемки. Однако ни обыск, ни выемка не могут быть произведены в процессе предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. И соответственно на данном этапе не может быть осуществлено и такого рода изъятие.

Другое дело изъятие, которое допустимо производить в ходе других следственных действий. Так, при осмотре места происшествия не только можно, но и тактически рекомендуется осуществлять изъятие целого ряда объектов. Изъятие возможно и при производстве осмотра предметов (документов), получении образцов для сравнительного исследования, производстве судебной экспертизы. Все эти следственные действия могут быть реализованы на стадии возбуждения уголовного дела. И, как полагает законодатель, изъятие, будучи элементов названных следственных действий, может рассматриваться как самостоятельное право, которым теперь наделено должностное лицо, осуществляющее предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении (самостоятельное средство данной проверки).

Категория: Юридичесике науки | Добавил: Administrator (22.10.2014)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]