Фольклористика - Филологические науки - Сортировка материалов по секциям - Конференции - Академия наук
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Академия наук

Пятница, 09.12.2016
Главная » Статьи » Сортировка материалов по секциям » Филологические науки

Фольклористика

Эпитеты белого цвета как этнодоминанты в белорусских народных песнях, их классификация, коннотационное и семантические значения


Автор: Кирчук Екатерина Леонидовнааспирантка кафедры теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка


Часть 2


3.Интереснейшими являются эпитеты с представителями флоры и фауны (сюда же орнитофауна, ихтиофауна), которые позволяют заглянуть в суть, глубину происходящего в народных песнях, раскрыть чувственный и мысленный мир главного героя:

а) цветы и растения: «белый мак», «белы рамонак», «белыя розы», «белая лілія», «цвяток бялюсенькі», «белая пшаніца», «белы вінаград»;

б) деревья и типы лесных массивов: «белая бяроза», «белая вішня», «белая каліна», «белая ліпа», «яблынька беленька», «белы бярэзнік», «белая дуброва»;

в) описание окраски, цветения, корней, храктерное для всей флоры: «белы цвет», «белы квет», «белае карэнне»;

г) домашние животные – скот, их описание: «белы конь», «белагрывы конь», «белая кабыла», «белы капыты», «белы вол», «белабокі волік»;

д) птицы и их описание: «белы лебедзь», «белы арол», «белы селезень», «белы галубочак», «белыя куры», «белыя гусі», «белая вуціца», «белая пташачка», «ластаўка-белакрылка», «пер’е белае», «белыя крылы», «лапкі белыя», «белы пушок»;

е) рыба: «белая рыбка» – иногда при мифологизации, в значении «рыба-кит».

4.Большой смысловой блок включают в себя эпитеты с атмосферными явлениями природы, геологическими и гидрологическими объектами, связанные с окружающим природным миром, космосом обитания:

а) времена суток: «дзень белы», «белая зара»;

б) территория обитания: «белая Русь», «белае поле», «белы свет» – в значении «мир живых людей»;

в) формы атмосферных осадков: «белы снег», «белы іней», «белая раса»;

г) твёрдые ископаемые: «белы камень», «белае каменне»;

д) вода: «Дунай беленькі».

5.К менее распространенной форме эпитетов относятся словосочетания с наречиями и глаголами, где совершаются «белые» действия: «умыўся беленька», «бель бяліла беленька», «бела вымыла», «беленька рабілі», «беленька адзяваліся».

6.Единичными окказиональными эпитетами, используемыми как лексическими средствами художественной выразительности или языковой игры в песнях, являются обозначения:

а) судьбы и жизненного пути: «белая дарога», «белая доля»;

б) обрядовой хореографии: «белы танок», «бел карагод».

Таким образом, классификация этнодоминирующих белых эпитетов представляет собой стройную логическую языковую систему. Где в центре находится главное действующее лицо, персонаж, герой народных песен – человек. Далее следует поле его жизнедеятельности, представленное в ближнем хозяйственном и бытовом круге. Затем – растения, деревья, животные, которые окружали человека. Последние кольцо замыкает весь космос обитания со светилами, временами суток, территорией. Все круги насыщены векторными направлениями действий человека. Конечно, при таком прочтении классификации этнодоминирующих эпитетов не обойтись и без случайных описаний – окказионализмов, которые углубленно поясняют разнообразие окружающего мира. Благодаря классификации белых эпитетов, создаётся объёмная космологическая модель построения вселенной.

Известно, что каждый цветовой эпитет придаёт тексту в целом определенную экспрессивную тональность. Экспрессивная функция эпитета становится максимально ощутимой благодаря семантическим и конотационным трансформациям. Например: «…Наш Ванечка церам робе… // …Выбіраць паненачак. // А выбраў паненачку // Белую, румяную, // Дзевачку каханую…» [10; 186] – в значении «невинная, непорочная»; «…Я бела, румяна – к мамцы прыбрана…» [8; 237] – в значении «молодая», «незамужняя», «красивая».

Коннотации белых эпитетов разнообразны, поскольку они предназначены для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображают культурные традиции общества. Так, многие эпитеты белого цвета использовались в песнях при проведении определенных ритуалов и обрядов, сопутствовавших рождению и смерти человека, свадебным и рекрутским традициям, календарным и религиозным праздникам, где выступали в роли эмоциональных украшений, уточнений. К примеру, «белая постель» застилалась молодоженам во время первой брачной ночи для того, чтобы проследить «чистоту» и «невинность» девушки. Коннотация такого эпитета направлена на отображение трепетного отношения к соединению двух родов, как почитаемого совершения «святого» ритуала: «…Як заручыліся, тады палічылі – сем дзевяроў. // А бацька восьмы ходзіць у сенях па нізу: // - Пастой, нявехна, я табе парады дам. // Загадаю, мая нявехна, сем дзялоў:… // …Трэцяе дзела – пасцель белу паслаць…» [10; 132].

Однако коннотации «белого» довольно субъективны. Потому как могут проявляются в неоднозначной интерпретации признаков реалии, названной одним и тем же именем. Например: «белыя ручкі» могут иметь как позитивную эмоциональную окраску – при описании красивого молодого человека, так и негативную – если в контексте эпитет обозначает умершего человека. Поэтому коннотации связаны со всеми экспрессивно-прагматическими аспектами текста.

В отличии от изменяющейся коннотации, которая включает в себя дополнительные значения семантики или уточнения её информации, семантические поля белых эпитетов удаётся более чётко распознать, благодаря логическому и этимологическому комплексному анализу, и отнести к какому-либо конкретному содержанию. Это происходит таким образом: любой предмет или объект окружающей действительности вызывает в человеческом сознании ощущение – первичное знание человека об окружающем мире. Такие ощущения со временем накапливаются и составляют большую базу для восприятий. В последствии эти восприятия отражают предмет в его чувственной целостности и служат информационной основой для формирования представлений – чувственно-наглядных целостных образов предметов, сцен и событий, которые хранятся в человеческой памяти и в любой момент могут быть актуализированы в сознании. Так, человеческая память сохраняет в себе все зафиксированные когда-либо семантические поля предметов и объектов.

Характеризуя семантику белых эпитетов следует отметить их популярность в фольклоре. Они являются самыми многофункциональными и качественными носителями информации. Этнодоминирующий «белый» способен называть различные оттенки цвета, контраста, сияния, признаки совершенства, а также выступать в роли символов молодости, чистоты, жизни и смерти. Подобные переносные значения отчетливо проявляются в процессе функционирования данного слова в контексте.


Продолжение см. часть 3

Категория: Филологические науки | Добавил: Administrator (19.02.2014)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]